С китайцами сегодня сотрудничает весь мир, и, в общем-то, успешно. Они научились находить общий язык и с представителями западных государств, и с Россией, и даже с самой закрытой страной мира — КНДР. Китайцы будут внимательно выслушивать партнера, а в ответ скажут то, что он хочет слышать.
Еще китайцы превосходные психологи и хорошо чувствуют момент, когда нужно попросить, а когда — настоять на своем. Не удивляйтесь, если во время переговоров партнер из Китая будет вежливо улыбаться и просить об уступках или о снижении цены, а если его первоначальная тактика не подействует, в ход пойдут притворное раздражение и гнев. А еще китайцы достаточно напористы, они умеют взять собеседника измором. Например, они могут пойти на несущественные уступки, но преподносить это, словно пошли на беспрецедентный шаг и в два раза уменьшили цену на свою продукцию.
Как сотрудничать?
1. Общаясь с партнерами из Китая, ни в коем случае не используйте иронию и сарказм. Они сами напористы, но ценят отсутствие напористости в других.
2. Избегайте таких тем, как коммунизм или ограничение на рождение детей.
3. Старайтесь строить общение, основываясь на постулатах конфуцианства: уважая основной порядок вещей и стремясь достичь всеобщего согласия.
Американцы строят деловые отношения, основываясь на принципах индивидуализма, демонстрации силы личности и принятия единоличных решений. Они немного фамильярны и всегда будут улыбаться. Отличительные черты американских деловых партнеров — прагматизм, дух соперничества, невосприимчивость культурных различий. Американцы свято верят, что их подход к ведению бизнеса универсален и действенен независимо от ситуации. Еще Кулидж сказал: «Основной бизнес Америки — это бизнес».
Будьте готовы, общаясь с американцами, что они сразу начнут обращаться к вам по имени, не соблюдая деловую этику. Обычно они используют непринужденную манеру общения, сленг, юмор и иронию. Порой может показаться, что американцы неискренние, равнодушные, но это мнение ошибочно. Чего у американцев не отнять — так это стремления к выбору наиболее удачного и выгодного сценария ведения бизнеса.