В странах с развитой рыночной экономикой формирование технического сервиса осуществляется на основании трех наиболее значимых организационных структур — это фирмы-(заводы)-изготовители, дилеры и потребители сельскохозяйственной техники.
Так, например, в США организационные формы обслуживания сельскохозяйственной техники, применяемые фирмами, различны, в основе их функционирования существует ряд общих принципов [1]:
- ответственность за техническое состояние сельскохозяйственных машин в течение всего срока их службы несет фирма-изготовитель через широкую систему дилеров. Этот основной принцип в США подкреплен действующим законодательством, которое запрещает продажу техники без организации ее технического обслуживания;
- фирма-изготовитель и дилеры обеспечивают проведение технического обслуживания в течение всего периода работы машины;
- фирма-изготовитель организует техническое обслуживание техники везде, где она ее продает путем широкой системы дилеров. Всего в Северной Америке различные фирмы имеют свыше 16 тыс. дилеров. В связи с этим следует отметить стремление дилеров быть как можно ближе к фермерским хозяйствам. Дилер в США обслуживает 300–400 ферм, находящихся в радиусе 80–100 миль.
Однако в последние годы неблагоприятная экономическая обстановка изменила ситуацию в структуре агробизнеса зарубежных стран. Число производителей сельскохозяйственной техники сокращается, но падение объемов продаж техники увеличило все виды сервисных услуг и ремонта, что привело к увеличению количества ремонтных предприятий.
В США дилеры стремятся к специализации на крупном ремонте и перенесении мелкого ремонта на фермы. Они либо обучают и снабжают фермера литературой по овладению навыками несложного ремонта, либо осуществляют разовые профилактические осмотры и мелкий ремонт с выездом бригад на фермы. Крупный ремонт в США производится в мастерских дилера с бесплатной доставкой техники. При этом, если стоимость ремонта превышает 1200 долл. США, клиенту предлагаются льготные условия: 50 % платит по выполнению заказа, остальные — через 1–2 месяца после ремонта. Наблюдается тенденция укрупнения дилерских предприятий. Нередки случаи, когда одно предприятие является дилером сразу нескольких крупных фирм-производителей. Основной источник получения прибыли в таких компаниях — это продажа новой и бывшей в эксплуатации техники, но не оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту техники [1].