По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332(075.8) 08.00.12

Особенности нормативного регулирования резервов в бюджетном учете

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26 E-mail: 22969@mail.ru ORCID: 0000-0003-1144-6019 SPIN-код: 9300-2350

В статье рассмотрены порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов, новые правила формирования резервов предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете. Показана необходимость создания резервов с целью равномерного включения расходов в финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине или времени исполнения. Проанализированы виды резервов, которые учреждение формирует в учете. Рассмотрены периодичность формирования резервов (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно или по мере возникновения обязательств) и порядок использования резервов. Рассмотрены варианты, когда средств резерва недостаточно.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 27.02.2018 № 32н (ред. от 16.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Доходы”» (зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 № 51122).

2. Приказ Минфина России от 07.12.2018 № 256н (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Запасы”» (зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2019 № 53306).

3. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах”» (зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 № 51491).

4. Герасимова Л.Н. Современные тенденции формирования консолидированной отчетности группы компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — М., 2014. — № 13 (199). — С. 11–12.

5. Герасимова Л.Н., Середюк Е.А. Совершенствование учета финансовых инструментов как направление развития инфраструктуры экономического роста // Аудит и финансовый анализ. — 2011. — № 4. — С. 41–47.

6. Заболонкова О.Н. Применение СГС «Резервы» с 2020 года: разъяснения Минфина // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 11.

7. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Маслова Т.С. Критический анализ новаций в регламентациях по учетной политике организаций госсектора // Международный бухгалтерский учет. — 2018. — Т. 21. — Вып. 21, 22. — С. 1296–1313.

8. Гусев А.В. Комментарий к приказу Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах”» // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. — 2018. — № 9.

9. Герасимова Л.Н. Внутренний контроль дебиторской задолженности в организациях // Актуальные вопросы современной экономики. — 2014. — № 2. — С. 88–97.

10. Герасимова Л.Н. Роль учетных механизмов в управлении инновационной деятельностью организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2012. — № 12. — С. 11.

11. Рекомендация Р-103/2019-ОК НКО «Представление в бухгалтерской отчетности информации о финансировании» / Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета “Бухгалтерский методологический центр”» (Фонд «НРБУ “БМЦ”»). — Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра, 2019.

12. Ларцева Л.Н. Обзор поправок в стандартах для госсектора // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 3.

13. Егорова А.О. Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском (бюджетном) учете // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 12.

14. Герасимова Л.Н. Интегрированная бухгалтерская отчетность: преимущества и перспективы развития в России // Аудит и финансовый анализ. — 2014. — № 4. — С. 33–36.

15. Герасимова Л.Н. Учет резервов в международной практике // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 43 (241). — С. 17–21.

16. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati // Italian Science Review. — 2014. — № 2. — Р. 80–82.

До сих пор у учреждений не было методологии, как создавать резервы. Бухгалтеры формировали резервы на оплату отпусков и другие резервы по мере необходимости и делали это по своему усмотрению. В настоящее время появилось 10 новых федеральных стандартов, три из которых содержат правила для разных видов резервов.

Виды резервов описаны в Инструкции № 157 н, и этот перечень продолжает действовать. Но теперь правила, как создавать, рассчитывать и оценивать резервы, регулируют федеральные стандарты:

• «Доходы», утвержден приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32 н;

• «Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256 н;

• «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2018 № 124 н [1–3].

В бухгалтерском учете резервы предстоящих расходов отражаются на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов».

В учетной политике необходимо закрепить, какие именно резервы будут создаваться и какие аналитические коды использоваться для каждого вида резерва. Допустим, для резерва на выплату отпусков можно использовать счет 401.61, для резерва под дебиторскую задолженность — счет 401.62.

Все резервы делятся на те, которые необходимо формировать обязательно, и те, которые создают при необходимости.

Как и раньше, в учреждении нужно создавать резерв по отпускам. Сотрудники есть в каждом учреждении, поэтому этот резерв обязателен для всех учреждений. Порядок, как его формировать, Минфин утвердит в стандарте «Выплаты персоналу», который пока в проекте и выйдет в 2021 году. Пока же бухгалтеры пользуются правилами из Инструкции № 157 н.

Резерв на оплату отпусков — единственный обязательный для всех резерв. Его создают, чтобы не оставить сотрудников без выплат из-за того, что в нужный момент не было на это денег. Бухгалтерия должна зарезервировать средства для оплаты обязательств по предстоящим отпускам, которые не определены по времени. Например, если сотрудники не отгуливают отпуск вовремя. Рассмотрим, как проще сформировать резерв и какими проводками отразить.

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Особенности нормативного регулирования резервов в бюджетном учете . Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: