В условиях развития рыночных отношений для многих предприятий и индивидуальных предпринимателей лизинговое финансирование становится доступным средством замены морально и физически устаревших фондов основных средств. В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования.
В России сформировалось общее понимание лизинга как отдельного финансового или правового инструмента, отличного от аренды, но имеющего с ней много общего.
Основным законом, регулирующим отношения в области лизинга, является федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ), в котором представлены правовые основы лизинговых отношений, государственная поддержка и регулирование лизинговой деятельности. Именно в этом законе определяется экономическая сущность лизинговых платежей, а также вводится право сторон лизинга применять механизм ускоренной амортизации.
Порядок заключения и оформления лизинговых сделок регулируется ст. 665–670 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
Объектами лизинга могут быть оборудование, сооружения, здания, предприятия, транспорт, другое имущество, в котором заинтересован получатель. В соответствии с положениями ГК РФ предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты [1].
Состояние рынка лизинговых услуг в России по итогам 2017 г. оценивалось положительной динамикой роста. Объем лизингового бизнеса увеличился по состоянию на 01.01.2018 на 48 % и достиг 1,1 трлн руб., превысив исторический максимум [5].
Объем нового бизнеса за январь — сентябрь 2018 г. практически сравнялся с объемом рынка по итогам всего 2017 г. и составил 1010 млрд руб. (+42 % по сравнению с 9 месяцами предыдущего года). Сумма новых лизинговых договоров за январь — сентябрь 2018 г. составила 1650 млрд руб. против 1140 млрд руб. годом ранее, а объем лизингового портфеля на 01.10.2018 достиг 4,1 трлн руб., увеличившись на 19 % с начала текущего года [5].