Проблема взаимоотношений врача и пациента является одной из наиболее актуальных в современном здравоохранении, при этом она широко освещается как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Анализ современной модели взаимоотношений системы «врач — пациент» осуществляется с различных позиций: социологии медицины [1–4], медицинского права [4–11], этики и деонтологии [7, 12], судебной медицины [13, 14], организации здравоохранения [15]. При этом, как правило, авторы, за редким исключением [16], приходят к заключению о недостаточном уровне взаимопонимания и доверия между пациентом и представителями системы оказания медицинской помощи [3, 4, 7, 8, 9, 13, 14].
Пандемия коронавирусной инфекции нового типа существенно изменила отношение общества к медицинским работникам, впервые за многие годы ключевой темой средств массовой информации стал героизм медиков в спасении россиян с риском для собственного здоровья и жизни.
В связи с вышеизложенным мы сочли интересным провести анализ взаимоотношения пациентов, перенесших в тяжелой форме коронавирусную инфекцию нового типа и проходивших лечение в госпитале по этому поводу, и медицинских работников, оказывавших им медицинскую помощь.
Работа выполнялась на базе ГУЗ НО «Городская клиническая больница № 5» (Нижний Новгород), где в период с марта по август 2020 г. был развернут инфекционный госпиталь.
Материалы и методы
Исследование проводилось по авторским анкетам, которые включали следующие группы вопросов:
• сведения о социальном статусе респондента (возраст, пол, род занятий);
• сведения об отношении к необходимости профилактических мер против инфицирования COVID-2019;
• информация о взаимоотношении пациента и медицинских работников при пребывании в инфекционном госпитале;
• данные об отношении пациента к мерам финансовой и моральной поддержки, оказываемой государством медицинским работникам — сотрудникам инфекционных госпиталей;