По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2010-01

Особенности модели взаимоотношения между пациентами и медицинскими работниками при оказании медицинской помощи в условиях инфекционного госпиталя, обеспечивающего лечение осложнений COVID-2109

Т.Е. Романова кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по внутреннему контролю качества ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 5» Нижний Новгород, доцент кафедры социальной медицины и организации здравоохранения ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», drmedromanova@gmail.com
Н.Н. Сухачева главный врач ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 5» Нижний Новгород

Статья посвящена проблемам взаимоотношений врача и пациента в условиях пандемии коронавирусной инфекции нового типа. Исследование проводилось методом анкетного опроса 34 пациентов инфекционного госпиталя, организованного на базе городской больнице. Согласно полученным данным, все пациенты были удовлетворены оказанием медицинской помощи. Респонденты отметили высокий уровень заботы врачей об их здоровье. Опрос показал также высокий уровень реализации прав пациента на автономию. Пациенты отметили тяжелые условия труда медицинских работников. Они считают обоснованными награждение врачей государственными наградами. Кроме того, респонденты считают недостаточным размер дополнительных выплат медицинским работникам за их труд. В заключение автором отмечено формирование преимущественно кооперативной модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов.

Литература:

1. Решетников А. В., Стадченко Н. Н., Соболев К. Э. Удовлетворенность россиян качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Социология медицины. 2015; 14 (1): 19–25.

2. Решетников А. В. Застрахованный как объект медико-социологического мониторинга. Социология медицины. 2014; 13 (2): 3–9.

3. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П. Значение уровня образования и места жительства пациента в построении его правозаконных отношений с врачом муниципального лечебного учреждения. Социология медицины. 2009; 1 (14): 27–29.

4. Фарбер Е. В., Сергеев Ю. Д., Шурупова Р. В. Социологические и правовые аспекты ошибок, совершаемых врачами и пациентами. Социология медицины. 2015; 14 (2): 16–19.

5. Александрова О. Ю., Крюкова А. А., Горелов М. В. Механизм реализации прав граждан в сфере охраны здоровья при обращении в медицинскую организацию. Вестник Росздравнадзора. 2014; 3: 71–77.

6. Александрова О. Ю., Крюкова А. А., Бойко О. И. Реализация прав граждан на получение и передачу информации о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве. Правовые вопросы в здравоохранении. 2014; 1: 60–71.

7. Сергеев Ю. Д., Сокол А. Ф., Шурупова Р. В. Врач и пациент: этические и правовые аспекты взаимоотношений. Медицинское право. 2016; 1: 3–6.

8. Абаева О. П. Научное обоснование и пути оптимизации реализации прав пациента в Российской Федерации: дис. … д-ра мед. наук / ГОУВПО «Первый МГМУ им. Сеченова». Москва. 2011: 275 с.

9. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Никитин Д. А., Тарычев В. В. Современное состояние нормативно-правового обеспечения права пациента на автономию при оказании скорой медицинской помощи врачебными и фельдшерскими выездными бригадами. Медицинское право. 2010; 6: 37–31.

10. Еругина М. В., Кром И. Л., Шмеркевич А. Б. Контент-анализ правовых актов и определение направлений оптимизации паллиативной помощи в современной России. Саратовский научно-медицинский журнал. 2015; 11 (4): 506–510.

11. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Агафонова Е. А. Проблемы юридического сопровождения медицинской помощи ребенку. Экономика здравоохранения. 2009; 9: 31–35.

12. Кром И. Л., Еругина М. В., Ерёмина М. Г., Ковалев Е. П., Власова М. В. Cовременные трансформации пространства медицины от медицинской помощи к медицинской услуге. Биоэтика. 2019; 1 (23): 27–29.

13. Александрова О. Ю., Кузнецова Ю. Е. Экспертиза негативных последствий (неблагоприятных исходов) в медицинской практике на основе общих методических подходов, используемых при производстве судебно-медицинских экспертиз. Сеченовский вестник. 2014; 3 (17): 34–39.

14. Филиппов Ю. Н., Эделев Н. С., Краев И. П., Абаева О. П. Cоблюдение прав пациента как критерий правовой грамотности медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Медицинское право. 2008; 2: 39–42.

15. Романов С. В., Дзюбак С. А., Абаева О. П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 61 (3): 47–50.

16. Абаева О. П., Романов С. В., Рябова Л. Н. Особенности модели взаимоотношения пациентов, перенесших пересадку органов, и врачей центра трансплантации. Национальное здоровье. 2019; 1: 23–26.

1. Reshetnikov A.V., Stadchenko N. N., Sobolev K. E. Satisfaction of Russians with the quality of medical care in the system of mandatory medical insurance. Sociology of medicine. 2015. Vol. 14. № 1. Pp. 19-25.

2. Reshetnikov A.V. The insured as an object of medical and sociological monitoring. Sociology of medicine. 2014. Vol. 13. № 2. Pp. 3-9.

3. Filippov Yu. N., Abaeva O. P. The signifi cance of the level of education and place of residence of the patient in the building of his legal relations with the doctor of a municipal medical institution. Sociology of medicine. 2009. № 1 (14). Pp. 27-29.

4. Farber E. V., Sergeev Yu. D., Shurupova R. V. Sociological and legal aspects of mistakes made by doctors and patients. Sociology of medicine. 2015. Vol. 14. № 2. Pp. 16-19.

5. Aleksandrova O. Yu., Kryukova A. A., Gorelov M. V. The mechanism for realizing the rights of citizens in the fi eld of health protection when applying to a medical organization. Bulletin of Roszdravnadzor. 2014. № 3. Pp. 71-77.

6. Aleksandrova O. Yu., Kryukova A. A., Boyko O. I. Implementation of the rights of citizens to receive and transmit information about the state of health and medical intervention. Legal issues in healthcare. 2014. № 1. Pp. 60-71

7. Sergeev Yu. D., Sokol A. F., Shurupova R. V. Doctor and patient: ethical and legal aspects of the relationship. Medical law. 2016. № 1. Pp. 3-6.

8. Abaeva O. P. Scientifi c justifi cation and ways to optimize the implementation of patient's rights in the Russian Federation. Thesis of PhD in Med. / SEIHPE First MSMU named after I.M. Sechenov. Moscow, 2011 - 275 p.

9. Filippov Yu. N., Abaeva O. P., Nikitin D. A., Tarychev V. V. The current state of regulatory and legal support of the patient's right to autonomy in the provision of emergency medical care by medical and paramedic mobile teams. Medical law. 2010. № 6. Pp. 37-31.

10. Erugina M. V., Krom I. L., Shmerkevich A. B. Content analysis of legal acts and determining the directions of optimization of palliative care in modern Russia. Saratov scientifi c medical journal. 2015. Vol. 11. № 4. Pp. 506-510.

11. Filippov Yu. N., Abaeva O. P., Agafonova E. A. Problems of legal support of medical care for a child. Healthcare economics. 2009. № 9. Pp. 31-35.

12. Krom I. L., Erugina M. V., Eryomina M. G., Kovalev E. P., Vlasova M. V. Modern transformations of the medical space from medical care to medical service. Bioethics. 2019. № 1 (23). Pp. 27-29.

13. Aleksandrova O. Yu., Kuznetsova Yu. E. Examination of negative consequences (adverse outcomes) in medical practice on the basis of general methodological approaches used in the production of forensic medical examinations. Sechenovskiy Bulletin. 2014. № 3 (17). Pp. 34-39.

14. Filippov Yu. N., Edelev N. S., Kraev I. P., Abaeva O. P. Compliance with the patient's rights as a criterion of legal literacy of medical personnel of medical institutions. Medical law. 2008. № 2. Pp. 39-42.

15. Romanov S. V., Dzyubak S. A., Abaeva O. P. Ways to increase patient satisfaction when servicing in the registry of a polyclinic of a medical organization of the FMBA system of Russia. Emergency medicine. 2017. Vol. 61. № 3. Pp. 47-50.

16. Abaeva O. P., Romanov S. V., Ryabova L. N. Features of the model of the relationship between patients who have undergone organ transplantation and doctors of the transplantation center. National health. 2019. № 1. Pp. 23-26.

Проблема взаимоотношений врача и пациента является одной из наиболее актуальных в современном здравоохранении, при этом она широко освещается как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Анализ современной модели взаимоотношений системы «врач — пациент» осуществляется с различных позиций: социологии медицины [1–4], медицинского права [4–11], этики и деонтологии [7, 12], судебной медицины [13, 14], организации здравоохранения [15]. При этом, как правило, авторы, за редким исключением [16], приходят к заключению о недостаточном уровне взаимопонимания и доверия между пациентом и представителями системы оказания медицинской помощи [3, 4, 7, 8, 9, 13, 14].

Пандемия коронавирусной инфекции нового типа существенно изменила отношение общества к медицинским работникам, впервые за многие годы ключевой темой средств массовой информации стал героизм медиков в спасении россиян с риском для собственного здоровья и жизни.

В связи с вышеизложенным мы сочли интересным провести анализ взаимоотношения пациентов, перенесших в тяжелой форме коронавирусную инфекцию нового типа и проходивших лечение в госпитале по этому поводу, и медицинских работников, оказывавших им медицинскую помощь.

Работа выполнялась на базе ГУЗ НО «Городская клиническая больница № 5» (Нижний Новгород), где в период с марта по август 2020 г. был развернут инфекционный госпиталь.

Материалы и методы

Исследование проводилось по авторским анкетам, которые включали следующие группы вопросов:

• сведения о социальном статусе респондента (возраст, пол, род занятий);

• сведения об отношении к необходимости профилактических мер против инфицирования COVID-2019;

• информация о взаимоотношении пациента и медицинских работников при пребывании в инфекционном госпитале;

• данные об отношении пациента к мерам финансовой и моральной поддержки, оказываемой государством медицинским работникам — сотрудникам инфекционных госпиталей;

Для Цитирования:
Т.Е. Романова, Н.Н. Сухачева, Особенности модели взаимоотношения между пациентами и медицинскими работниками при оказании медицинской помощи в условиях инфекционного госпиталя, обеспечивающего лечение осложнений COVID-2109. ГЛАВВРАЧ. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: