В традиционных проектных командах, члены которых находятся в одном офисе или географически незначительно удалены друг от друга, регулярные очные встречи участников команды являются нормальной практикой организации проектной работы. В таких командах поведение и действия лидера во многом определяют эффективность работы команды и уровень удовлетворенности членов команды совместной работой [1]. Лидеры могут влиять на поведение членов команды и результаты проектной работы различными способами. Например, при распределении задач внутри команды лидер учитывает компетенции, знания и опыт каждого участника, чтобы назначить на решение каждой задачи специалиста, который наилучшим образом сможет с ней справиться. Другим инструментом повышения эффективности командной работы является постоянное коммуникационное взаимодействие лидера с каждым членом команды по ключевым аспектам выполняемой работы и смысловым характеристикам проекта. Понимание целей и задач при выполнении проекта рассматривается многими исследователями как критически важный фактор эффективной работы проектной команды [2]. Если лидер является хорошим мотиватором, обеспечивает профессиональное руководство и успешно выступает в роли посредника и арбитра в конфликтных ситуациях, он может значительно укрепить межличностные отношения в команде, повысить ее сплоченность и добиться синергетического эффекта в совместной работе.
Для рассредоточенных проектных команд фактор лидерства не менее важен, однако «виртуальный» формат работы ограничивает коммуникационные возможности членов команды, поэтому роль лидера приобретает новые отличительные черты. Чтобы охарактеризовать роль лидера в «виртуальной» команде, необходимо разобраться в следующих аспектах его деятельности:
- Какой тип поведения должен демонстрировать лидер «виртуальной» команды, чтобы вызывать доверие и авторитет у ее членов?
- Каковы модели эффективной коммуникации лидера с членами «виртуальной» команды?
- Каким образом лидер «виртуальной» команды может повысить эффективность ее работы?
Лидерство в команде включает в себя много функций, большинство из которых можно отнести к двум категориям: (1) постановка и распределение задач, (2) сопровождение решения задач [3]. В отношении этих двух функций, важнейшими качествами лидера команды являются следующие: способность контролировать и регулировать взаимодействие членов команды, а также умение определять ситуации, когда необходимо продуктивно вмешаться в процесс. Эффективные лидеры налаживают персональные контакты со всеми членами команды и поддерживают с ними отношения во внерабочее время. Еще один немаловажный навык лидера – умение фильтровать информацию, полученную от членов команды, и ранжировать ее по степени важности. После того как лидер сделал анализ поступившей информации о состоянии дел в команде, он предпринимает шаги, направленные на улучшение существующей ситуации. К таким шагам относятся действия, мотивирующие членов команды на дальнейшую работу, или усилия, связанные с привлечением внешних информационных и других ресурсов.