По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108.45

Особенности методики обучения в системе дополнительного профессионального образования

Шаталова Нина Ивановна доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом и социологии Уральского государственного университета путей сообщения, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются цели и особенности дополнительного профессионального образования. Излагаются методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования и обоснованию методов обучения. Особое внимание уделяется реализации активных методов обучения.

Литература:

1. Закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] URL: // http://w ww.zakonrf.info/zakon- ob-obrazovanii-v-rf.

2. Шаталова Н. И. Трудовой потенциал работника. Гл. 5 «Социальная технология отбора и работы с резервом руководителей». — М.: ЮНИТИДАНА, 2003.

3. Шаталова Н. И. Профессиональный уровень руководителей среднего звена ОАО «РЖД» // Экономика железных дорог. — 2009. — № 5. — С. 69–78.

4. Душенко К. В. Больша я книга афоризмов. Изд 2-е, испр. — М.: ЭксмоПресс, 2000.

5. Вэттен Дэвид А., Камерон Ким С. Развитие навыков менеджмента. 5-е изд. / Пер с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб.: Издат. дом «Нева», 2004.

6. Индустриально-организационная психология. — СПб.: Питер, 2001.

7. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2003.

8. Личность: внутренниймирисамореализация. Идеи, концепции, взгляды / Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская — СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно и изд. «Тускарора», 1996.

9. Болдуин Д. М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. Т. 1. Личность. — М.: Либроком, 2011.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000.

11. Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. 1. — М., 1977.

Федеральный закон об образовании уточняет, что профессиональное дополнительное образование направлено «на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня» [1].

В ХХI веке изменился характер работы. Сегодня невозможно думать, что профессия (специа льность, траектория карьерного роста) выбирается раз и навсегда. Уже в начале профессиональной жизни надо спланировать овладение самыми разными компетенциями, которые должны постоянно совершенствоваться и модернизироваться. Нынешнее поколение испытывает еще большую потребность в надлежащем профессиональном обучении, повышении квалификации и даже переучивании, чем предшествующее.

На средних и крупных предприятиях современной России у рабочих, специалистов, руководителей есть возможность привести знания, умения и навыки в соответствие с требованиями времени в системе дополнительного образования. Накоплен большой опыт такого рода работы. В частности, автор была научным руководителем разработки типовой программы и технологии обучения резерва руководителей среднего звена для предприятий железнодорожного транспорта [2]. Технология успешно реализована на практике обучения руководителей [3] 1 .

Если у администрации нет реальной возможности изменить должностной статус работника, дополнительное образование может дать еще один результат: оно способствует смягчению социальной напряженности. Дополнительное образование помогает найти новые формы поведения, проявить активность, инициативность, предприимчивость, выработать новые профессиональные, социальные и личностные ориентации, построить новые планы в процессе управления собственной жизнью.

Тенденции развития экономики говорят о том, что доля занятых будет сокращаться при постоянном росте объемов производства. Приоритетной является подготовка персонала, способного трудиться в сфере высоких технологий, обслуживать многофункциональную технику и оснащенное компьютерами технологическое оборудование. Причем сегодня принципиально важно разделять понятия «обучение» и «образование».

Для Цитирования:
Шаталова Нина Ивановна, Особенности методики обучения в системе дополнительного профессионального образования. Юрист ВУЗа. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: