Федеральный закон об образовании уточняет, что профессиональное дополнительное образование направлено «на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня» [1].
В ХХI веке изменился характер работы. Сегодня невозможно думать, что профессия (специа льность, траектория карьерного роста) выбирается раз и навсегда. Уже в начале профессиональной жизни надо спланировать овладение самыми разными компетенциями, которые должны постоянно совершенствоваться и модернизироваться. Нынешнее поколение испытывает еще большую потребность в надлежащем профессиональном обучении, повышении квалификации и даже переучивании, чем предшествующее.
На средних и крупных предприятиях современной России у рабочих, специалистов, руководителей есть возможность привести знания, умения и навыки в соответствие с требованиями времени в системе дополнительного образования. Накоплен большой опыт такого рода работы. В частности, автор была научным руководителем разработки типовой программы и технологии обучения резерва руководителей среднего звена для предприятий железнодорожного транспорта [2]. Технология успешно реализована на практике обучения руководителей [3] 1 .
Если у администрации нет реальной возможности изменить должностной статус работника, дополнительное образование может дать еще один результат: оно способствует смягчению социальной напряженности. Дополнительное образование помогает найти новые формы поведения, проявить активность, инициативность, предприимчивость, выработать новые профессиональные, социальные и личностные ориентации, построить новые планы в процессе управления собственной жизнью.
Тенденции развития экономики говорят о том, что доля занятых будет сокращаться при постоянном росте объемов производства. Приоритетной является подготовка персонала, способного трудиться в сфере высоких технологий, обслуживать многофункциональную технику и оснащенное компьютерами технологическое оборудование. Причем сегодня принципиально важно разделять понятия «обучение» и «образование».