По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.567.1: 346.7

Особенности лицензирования деятельности по обращению с ломом и отходами металлов

Беляева Н.С. генеральный директор, юридическая компания «Дельфи», Санкт-Петербург, заместитель председателя Комитета по экологии Деловой России

Проблема с лицензированием деятельности по обращению с металлическим ломом и отходами металлов во многом вызвана несовершенством существующего законодательства. В статье автор раскрывает вопросы, связанные с отсутствием единообразного подхода к классификации этого вида деятельности, неопределенностью понятий «лом» и «отходы», а также с критериями соответствия площадок по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов требованиям земельного и градостроительного законодательства.

В процедуре лицензирования деятельности по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов мало что изменилось с далеких 1990-х гг., когда этот вид деятельности впервые стал требовать специального разрешения. Лицензионные требования к соискателям лицензий или лицензиатам практически не претерпели каких-либо значимых изменений. Именно потому, что не происходило никаких изменений, никто и не ожидал проблем. А они появились.

Несмотря на то что понятие лома от отходов черных и цветных металлов было введено Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, до 2015 г., никто не отождествлял металлолом с отходами. Косвенно это подтверждалось и разнящимися друг от друга лицензиями, регламентирующими право на обращение с ними.

Однако начавшаяся в 2014 г. реформа отрасли по обращению с отходами изменила, казалось бы, устойчиво сформированное правило, и вчерашняя аксиома: «лом — это не отход» перестала ею быть. Позиции регулятора (Минприроды России) и контролера (Росприроднадзора РФ) разошлись, не найдя единого ответа на вопрос, попадает ли лом и отходы черных и цветных металлов под природоохранное законодательство.

Ясности в вопросе равенства или противоположности понятий «отходы» и «лом» не прибавляет и само определение лома, данное в ст.1 Закона № 89-ФЗ, согласно которого ломом считаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. И, если лицензия на право обращения с отходами компаниями, имеющими лицензию на обращение с ломом черных и цветных металлов, не требуется, и по мнению Росприроднадзора РФ, если речь идет о ломе из блока 4 «Лом и отходы черных и цветных металлов», то для изделий из металлов, утративших свои потребительские свойства, например, кабельной продукции, это правило не работает.

Для Цитирования:
Беляева Н.С., Особенности лицензирования деятельности по обращению с ломом и отходами металлов. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: