Работа рассредоточенных команд характеризуется тем, что их члены могут находиться в разных регионах, разных часовых поясах и принадлежать различным корпоративным культурам.
В традиционных проектных командах, члены которых находятся в одном офисе или географически незначительно удалены друг от друга, регулярные очные встречи участников команды являются нормальной практикой организации проектной работы. В таких командах поведение и действия лидера во многом определяют эффективность работы команды и уровень удовлетворенности членов команды совместной работой [1]. Лидеры могут влиять на поведение членов команды и результаты проектной работы различными способами. Например, при распределении задач внутри команды лидер учитывает компетенции, знания и опыт каждого участника, чтобы назначить на решение каждой задачи специалиста, который наилучшим образом сможет с ней справиться. Другим инструментом повышения эффективности командной работы является постоянное коммуникационное взаимодействие лидера с каждым членом команды по ключевым аспектам выполняемой работы и смысловым характеристикам проекта. Понимание целей и задач при выполнении проекта рассматривается многими исследователями как критически важный фактор эффективной работы проектной команды [2]. Если лидер является хорошим мотиватором, обеспечивает профессиональное руководство и успешно выступает в роли посредника и арбитра в конфликтных ситуациях, он может значительно укрепить межличностные отношения в команде, повысить ее сплоченность и добиться синергетического эффекта в совместной работе.
В проектных командах получил развитие стиль руководства, называемый трансформационным лидерством. Эта модель лидерства подразумевает разработку лидером стратегического видения и вовлечение в это видение членов команды таким образом, чтобы все они получили мотивацию для достижения промежуточных целей, связанных со стратегическим видением.
Для рассредоточенных проектных команд фактор лидерства не менее важен, однако «виртуальный» формат работы ограничивает коммуникационные возможности членов команды, поэтому роль лидера приобретает новые отличительные черты. Чтобы охарактеризовать роль лидера в «виртуальной» команде, необходимо разобраться в следующих аспектах его деятельности: