В основе любого действия стоит цель, к которой следует стремиться. Если ставить целью повышение качества какого-то одного конкретного продукта, то такая задача обречена на провал. Требования потребителя растут каждый день, и этим требованиям должен соответствовать продукт. Это возможно только в том случае, когда процесс позволяет обеспечить стабильность результата. Поэтому на вершине пирамиды стоит целеполагание с понятными показателями результативности, а достигаются цели посредством набора инструментов и желания их использовать.
Какие инструменты контроля качества продукции внедряются на предприятии?
«Инструментов, уже зарекомендовавших себя на других предприятиях, множество. Мы не стали выдумывать и выбрали те, которые больше подходят под нашу специфику производства: сложный объемный продукт и крупногабаритное оборудование. Не все инструменты прижились, но те, что дали результат, активно распространяем по другим службам и участкам», — говорит Александр Телегин.
С 2019 года для приемки продукции как между производственными цехами, так и готового крана используются чеклисты, которые разработаны межфункциональными группами (в такую группу обязательно входят конструктор, технолог, контролер ОТК). В таком чек-листе прописан пошаговый алгоритм приемки продукции. Ключевые критерии, по которым специалисты оценивают технику, влияют на ее собираемость, функциональность, работоспособность, надежность. В каждом чек-листе — несколько десятков и даже сотен пунктов. Так, чек-лист приемки сложных комплектующих (например, шасси КамАЗ) насчитывает несколько десятков пунктов, а чек-лист приемки готового крана — около 200 различных критериев как функциональной работы крана, так и параметров окраски или документации и внешнего вида.
Все чек-листы «подвижные»: они проходят актуализацию несколько раз в год.
Приемка сборочных единиц и кранов по чек-листам, разработанным в ОАО «ЧМЗ», позволяет определить единые и всем понятные критерии качества, что приводит к сокращению временных затрат. Так, с внедрением чек-листов внутризаводское время сдачи крана сократилось в 3 раза. В настоящее время оно от первого предъявления до фактически подписанной накладной составляет в среднем 3–4 часа. Сейчас идет активная работа по переводу чек-листов в электронный вид с онлайн-привязкой вносимых данных в систему учета и базы данных, что еще приведет к сокращению непроизводительного времени. В данный момент служба качества на заводе самая продвинутая по внедрению автоматизации процессов и цифровизации.