По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 637: 621.21 DOI:10.33920/pro-2-2112-06

Особенности конструкций механизмов поворотных кругов донецких театров

Мартыненко В. А., инженер, Донецкий национальный технический университет, Донецк, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артёма, 58, e-mail: 2102566@rambler.ru
Гичун Н. В., магистрант, Донецкий национальный технический университет, Донецк, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артёма, 58, e-mail: tehresursgmt@mail.ru
Сидоров В. А., д-р техн. наук, профессор, Донецкий национальный технический университет, Донецк, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артёма, 58, e-mail: sidorov_va58@mail.ru

Изменение конструкции в XX в. поворотного круга, привычного для сцены любого современного театра, стало отражением реальных возможностей и развитием технологий. Некоторые инженерные решения утрачены, но этапы поиска оптимального решения предлагается рассмотреть на примере изменения конструкций механизмов поворотных кругов донецких театров. Хронология установки механизмов — 1941, 1956, 1961, 1968, 2011 г. — позволяет определить особенности элементов механизма поворота, связав их с конкретными историческими событиями. На этот период пришелся этап смены технологий, что и представляет основной интерес при исследовании особенностей данных механизмов. Массивные клепаные конструкции, ставшие поводом для легенды об использовании в механизме паровозного поворотного круга, сменились железобетонными и сварными конструкциями, ставшими типовыми в 1970‑х гг. А реконструкция механизма поворота сцены Дома славянской культуры в 2011 г. привела к установке обрезиненных балансирных катков, мотор-редуктора с частотным регулированием частоты вращения — пример современных технических решений, но фундаменты, определившие размеры конструкции, были заложены в 1926 г. Исторический интервал более 60 лет нашел свое отражение в конструкции основных элементов поворотных кругов и стал темой данной статьи.

Литература:

1. Степкин, В. П. Театральная история города Сталина. Новое прочтение. Донецк: история, события, факты. Эл. ресурс. URL: https:// infodon.org.ua/stalino/teatralnayaistoriya-goroda-stalino-novoe-prochtenie (дата создания: 26.11.2014).

2. Жаров, А.А. Закладка первого камня ДК им. Франко. Сайт «Донецк. История. События. Факты». Эл. ресурс. URL: https://infodon.org.ua/stalino/879 (дата создания: 13.03.2012).

3. Жаров, А.А. Дворец культуры им. Франко. Сайт «Донецк. История. События. Факты» Эл. ресурс. URL: https://infodon.org.ua/pedia/828 (дата создания: 17.11.2011).

4. Лапин, Д. Драйзер в Сталине. Ч.

3. Сайт «Донецк. История. События. Факты». Эл. ресурс. URL: https:// infodon.org.ua/stalino/988 (дата создания: 27.11.2012).

5. Строительство дворцов культуры в Донбассе. Типография «Украинский рабочий». — Харьков,1928. — 69 с.

6. Степкин, В.П. Рабочие клубы Сталино в 1920–1930‑х. Сайт «Донецк. История. События. Факты». Эл. ресурс. URL: https://infodon.org.ua/stalino/744 (дата создания: 20.04.2011).

7. Левада, С. М. История Донецких театров. Часть 1. Балерины и паровозы. Сайт «Донецк. История. События. Факты». Эл. ресурс. URL: http://infodon.org.ua/pedia/815 (дата создания: 09.10.2011).

8. Мартыненко, В.А. Дворец культуры металлургов (ранее клуб имени Ленина). Сайт «Донецк. История. События. Факты». Эл. ресурс. URL: https:// infodon.org.ua/time/336 (дата создания: 19.03.2009).

9. Проектное задание на восстановление и реконструкцию Дворца культуры им. Ленина металлургического завода им. Сталина в городе Сталино. УГИ проектирования городов «Гипроград», Харьковский филиал. — Харьков, 1958.

10. Жаров, А.А. Зарождение оперного театра в городе Сталино. Сайт «Донецк. История. События. Факты». Эл. ресурс. URL: https://infodon.org. ua/stalino/976 (дата создания: 15.11.2012).

11. Театральная энциклопедия. Т. 3 / Глав. ред. П.А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 1086 с.

12. Базанов, В.В. Техника и технология сцены: учеб. пособие для высш. и сред. учеб. заведений искусств и культуры / В. В. Базанов; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Л: Искусство, 1976. — 368 c.

13. Технология сцены / В. В. Базанов. — М.: Импульс-свет, 2005. — 391 с.

14. Приводы поворотных кругов и колец. Эл. ресурс. URL: http://knowledge.sistema-stage.ru/encyclopedia/privody-povorotnykh-krugovi-kolec/. (дата обращения: 20.01.2021).

15. Круги (кольца) поворотные врезные стационарные. Эл. ресурс. URL: http://old.sistema-stage.ru/700 (дата обращения: 20.07.2021).

16. Информационный портал ShowRoom.ru: Оборудование и технологии для света, звука, видео- и телепроизводства, музыкальные инструменты и технологии. Эл. ресурс. URL: http://www.showroom.ru/goods_card. php?g=6213&t=gds (дата обращения: 20.08.2021).

17. Поворотный круг. Эл. ресурс. URL: https://theatre-light.ru/ catalogs/mehanika-sceny/nizhnyayamehanika/povorotnyj-krug/ (дата обращения: 12.05.2021).

18. Поворотный круг: как он устроен и что он умеет. Ч. 1. Эл. ресурс. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5eff17b72c6b024bbccc87fd/povorotnyikrug-kak-on-ustroen. (дата обращения: 01.08.2021).

19. Поворотный круг: как он устроен и что он умеет. Ч. 2. Эл. ресурс. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5eff17b72c6b024bbccc87fd/povorotnyi (дата обращения: 06.07.2021).

20. Иванов, А. С. Конструируем машины. Шаг за шагом. В 2 ч. — Ч. 2; шаги 10…17 / А. С. Иванов. — М.: Издво МГУ им. Баумана, 2003. — 392

1. Styopkin, V. P. Teatral»naya is toriya goro da Stalino. Novo e prochtenie. / Doneck: istoriya, sobytiya, fakty. // https://infodon.org.ua/stalino/teatralnaya-istoriya-goroda-stalino-novoe-prochtenie (data sozdaniya: 26.11.2014).

2. Zharov, A. A. Zakladka pervogo kamnya DK im. Franko // Sajt «Doneck. Istoriya. Sobytiya. Fakty» https://infodon.org.ua/stalino/879 (data sozdaniya: 13.03.2012).

3. Zharov, A.A. Dvorec kul»tury im. Franko // Sajt «Doneck. Istoriya. Sobytiya. Fakty» https://infodon.org.ua/pedia/828 (data sozdaniya: 17.11.2011).

4. Lapin Denis Drajzer v Stalino. CHast» 3 // Sajt «Doneck. Istoriya. Sobytiya. Fakty» https://infodon.org.ua/stalino/988 (data sozdaniya: 27.11.2012).

5. Stroitel»stvo Dvorcov kul»tury v Donbasse. Tipografiya «Ukrainskij rabochij». — Har»kov. 1928. — 69 s.

6. Styopkin, V. P. Rabochie kluby Stalino v 1920–1930‑h // Sajt «Doneck. Istoriya. Sobytiya. Fakty» https:// infodon.org.ua/stalino/744 (data sozdaniya: 20.04.2011).

7. Levada, S. M. Istoriya Doneckih teatrov. Chast» 1. Baleriny i parovozy // Sajt «Doneck. Istoriya. Sobytiya. Fakty» http://infodon.org.ua/pedia/815 (data sozdaniya: 09.10.2011).

8. Martynenko, V.A. Dvorec kul'tury metallurgov (ranee klub imeni Lenina) // Sajt «Doneck. Istoriya. Sobytiya. Fakty» https://infodon.org.ua/time/336 (data sozdaniya: 19.03.2009).

9. «Proektnoe zadanie na vosstanovlenie i rekonstrukciya Dvorca kul»tury im. Lenina metallurgicheskogo zavoda im. Stalina v gorode Stalino». UGI proektirovaniya gorodov «Giprograd», Har»kovskij filial, g. Har»kov, 1958 g.

10. Zharov, A. A. Zarozhdenie opernogo teatra v gorode Stalino // Sajt «Doneck. Istoriya. Sobytiya. Fakty» https://infodon.org.ua/stalino/976 (data sozdaniya: 15.11.2012).

11. Teatral»naya enciklopediya. Tom 3/Glav. red. P.A. Markov M.: Sovetskaya enciklopediya, 1964. — 1086 str.

12. Bazanov, V.V. Tekhnika i tekhnologiya sceny: Ucheb. posobie dlya vyssh. i sred. ucheb. zavedenij iskusstv i kul»tury / V. V. Bazanov; Leningr. gos. in-t teatra, muzyki i kinematografii. — Leningrad: Iskusstvo, 1976. — 368 c.

13. Tekhnologiya sceny / V. V. Bazanov. Moskva: Impul»s-svet, 2005. 391 s.,

14. Privody povorotnyh krugov i kolec. http://knowledge.sistema-stage. ru/encyclopedia/privody-povorotnykhkrugov-i-kolec/.

15. Krugi (kol»ca) povorotnye vreznye stacionarnye. http://old.sistema-stage.ru/700

16. Informacionnyj Portal ShowRoom.ru: Oborudovanie i tekhnologii dlya sveta, zvuka, video- i teleproizvodstva, muzykal»nye instrumenty i tekhnologii. http://www.showroom.ru/goods_ card. php?g=6213&t=gds

17. Povorotnyj krug. https:// theatre-light.ru/catalogs/mehanikasceny/nizhnyaya-mehanika/povorotnyjkrug/

18. Povorotnyj krug: kak on ustroen i chto on umeet. Chast»

1. https://zen.yandex.ru/me dia/id/5eff17b72c6b024bbccc87fd/povorotnyi-krug-kak-on-ustroen-i-chtoon-umeet-chast-1-5eff18c6935ec46fca4ab1e0

19. Povorotnyj krug: kak on ustroen i chto on umeet. Chast»

2. https://zen.yandex.ru/me dia/id/5eff17b72c6b024bbccc87fd/povorotnyi-krug-kak-on-ustroen-i-chto-onumeet-chast-2–5

20. Ivanov, A.S. Konstruiruem mashiny. SHag za shagom. V 2‑h chastyah. — CH. 2; SHagi 10…17. / A. S. Ivanov — M.: Izd-vo MGU im. Baumana, 2003. — 392 s.

История поворотных кругов на сценах донецких театров началась в 1924 г. Об этом есть свидетельство в газете «Диктатура труда» за указанный год, которое нашел донецкий краевед Валерий Павлович Степкин [1]. В заметке главного режиссера Сталинского городского театра Самарина-Волжского формулировалась концепция «нового городского театра» — предлагалось отказаться от декораций, заменив их «вещественным оформлением, поскольку это не будет отвлекать актера от игры», а еще предполагалось сделать сцену вращающейся. Небольшое уточнение — статус города рабочий поселок Юзовка получил в 1917 г., в 1924 г. стал городом Сталин (в связи с увековечением памяти товарища Ленина), затем Сталино в 1929 г. — до статуса областного центра было еще 8 лет. Концепция «нового городского театра» была более чем смелым мечтанием, учитывая, что своего здания театр в то время не имел.

Пожелания были учтены при проектировании первых дворцов культуры — 22 июля 1925 г. окружная газета «Диктатура труда» сообщила о закладке первого камня строительства Рутченковского Дворца культуры (сейчас ДК им. И. Франко) [2]. Дворец построен в 1927 г. возле станции Рутченково между рабочими поселками, практически на пустом месте [3]. Видом нового рабочего клуба восхищался гостивший в то время в городе Сталине американский писатель Теодор Драйзер. Он приехал в наш город 19 декабря 1927 г. и пробыл пару дней. «Я поражен тем, какие у вас великолепные клубы имеют трудящиеся. Ваш рабочий клуб на Рутченково — это нечто необыкновенное, это настоящий очаг культуры. Во всем мире нет того, что есть у вас» — так эмоционально высказался писатель о тогдашнем клубе им. Интернационала [4]. Весьма вероятно, что в этом Дворце культуры был поворотный круг, так как он был построен по 1‑му типу архитектурной планировки [5], во всяком случае расположение опорных колонн в пространстве под сценой это подтверждает. Но прямых свидетельств нет.

Строительство Дворца культуры им. Ленина металлургического завода имени Сталина началось 9 июля 1926 г. [6]. Проектом дворца культуры предусматривалось строительство клубного и театрального корпусов. Для сцены театрального корпуса был спроектирован поворотный круг. В период с 1928 по 1931 г. построили только 3‑этажный клубный корпус. Строительство театрального корпуса, возведенного до перекрытия 1 этажа, было законсервировано. Поэтому проект поворотного круга реализован не был. Хотя колонны для катков поворотного круга были установлены [7]. В 1930‑х гг. эта часть города была застроена одноэтажными жилыми домами. Здание клуба располагалось на возвышенности и имело внешнюю подсветку — в ночное время трехэтажный клуб выглядел небоскребом [8].

Для Цитирования:
Мартыненко, Гичун, Сидоров, Особенности конструкций механизмов поворотных кругов донецких театров. Главный механик. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: