История поворотных кругов на сценах донецких театров началась в 1924 г. Об этом есть свидетельство в газете «Диктатура труда» за указанный год, которое нашел донецкий краевед Валерий Павлович Степкин [1]. В заметке главного режиссера Сталинского городского театра Самарина-Волжского формулировалась концепция «нового городского театра» — предлагалось отказаться от декораций, заменив их «вещественным оформлением, поскольку это не будет отвлекать актера от игры», а еще предполагалось сделать сцену вращающейся. Небольшое уточнение — статус города рабочий поселок Юзовка получил в 1917 г., в 1924 г. стал городом Сталин (в связи с увековечением памяти товарища Ленина), затем Сталино в 1929 г. — до статуса областного центра было еще 8 лет. Концепция «нового городского театра» была более чем смелым мечтанием, учитывая, что своего здания театр в то время не имел.
Пожелания были учтены при проектировании первых дворцов культуры — 22 июля 1925 г. окружная газета «Диктатура труда» сообщила о закладке первого камня строительства Рутченковского Дворца культуры (сейчас ДК им. И. Франко) [2]. Дворец построен в 1927 г. возле станции Рутченково между рабочими поселками, практически на пустом месте [3]. Видом нового рабочего клуба восхищался гостивший в то время в городе Сталине американский писатель Теодор Драйзер. Он приехал в наш город 19 декабря 1927 г. и пробыл пару дней. «Я поражен тем, какие у вас великолепные клубы имеют трудящиеся. Ваш рабочий клуб на Рутченково — это нечто необыкновенное, это настоящий очаг культуры. Во всем мире нет того, что есть у вас» — так эмоционально высказался писатель о тогдашнем клубе им. Интернационала [4]. Весьма вероятно, что в этом Дворце культуры был поворотный круг, так как он был построен по 1‑му типу архитектурной планировки [5], во всяком случае расположение опорных колонн в пространстве под сценой это подтверждает. Но прямых свидетельств нет.
Строительство Дворца культуры им. Ленина металлургического завода имени Сталина началось 9 июля 1926 г. [6]. Проектом дворца культуры предусматривалось строительство клубного и театрального корпусов. Для сцены театрального корпуса был спроектирован поворотный круг. В период с 1928 по 1931 г. построили только 3‑этажный клубный корпус. Строительство театрального корпуса, возведенного до перекрытия 1 этажа, было законсервировано. Поэтому проект поворотного круга реализован не был. Хотя колонны для катков поворотного круга были установлены [7]. В 1930‑х гг. эта часть города была застроена одноэтажными жилыми домами. Здание клуба располагалось на возвышенности и имело внешнюю подсветку — в ночное время трехэтажный клуб выглядел небоскребом [8].