Дата поступления рукописи в редакцию: 04.03.2025
Дата принятия рукописи в печать: 22.04.2025
Деятельность пенитенциарного психолога обусловлена растущей потребностью в эффективных методах психологической коррекции, которые могут помочь осужденным переосмыслить свои ценностные ориентации и как результат исправиться. В последние годы наблюдается тенденция к внедрению гуманистических подходов в работу с осужденными, что делает позитивную психотерапию особенно привлекательной для применения в пенитенциарной системе. Позитивная психотерапия, основанная на принципах уважения к личности, акценте на ее сильных сторонах и возможностях, может стать мощным инструментом в процессе коррекции ценностей и формирования нового взгляда на жизнь.
Современная пенитенциарная система сталкивается с необходимостью не только исправления осужденных, но и содействия их личностному росту, что становится важным условием успешной ресоциализации [1]. Одним из перспективных подходов в этом направлении является использование методов позитивной психотерапии, которая акцентирует внимание на развитии сильных сторон личности и переосмыслении жизненных ценностей.
Цель нашего исследования заключается в определении оптимальных методах психокоррекции ценностных ориентаций осужденных, так как у них преобладающими ориентациями являются те, которые приводят к усилению криминализации и деструктивности личности [2].
Эмпирическое исследование состоит из четырех этапов. На первом этапе осуществлен подбор и подготовка необходимых методов и методик для изучения ценностных ориентаций осужденных. Нами используются методы наблюдения, беседы, анкетирования, тестирование. Для реализации метода тестирования используются методики: методика М. Рокича, методика Ш. Шварца «Ценностный профиль личности» (VVP_2), методика «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО).
На втором этапе исследования планируется проведение математического анализа особенностей ценностных ориентаций осужденных при помощи критерия Пирсона, предназначенного для оценки различий качественных характеристик личности, критерия различия К.Н. Крускола-Уолиса, предназначенного для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости различий, интересующего исследователя признака, Т-критерия Вилконсона, применяемого для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке осужденных.