Структура валового регионального продукта субъектов Российской Федерации с преимущественно сельскими территориями не всегда состоит исключительно из продукции сельского хозяйства. Использование человеческого капитала сельских территорий выражено в таких отраслях, как производство, строительство, торговля, сфера услуг. С другой стороны, необходимо учитывать вклад малого и среднего предпринимательства в формирование валового регионального продукта. Новые рабочие места, рост занятости населения способствуют созданию добавленной стоимости и характеризуют уровень использования человеческого капитала. Российская практика показывает, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из самых эффективных инструментов обеспечения устойчивого роста сельских территорий. Так, малое предпринимательство является социально-экономической основой за счет своей массовости.
Интенсивность использования человеческого капитала обеспечивает рост экономики, о чем в своих исследованиях говорят многие отечественные и зарубежные ученые. Э. Денисон разработал классификацию факторов экономического роста, среди которых особое место автор выделял качеству рабочей силы [4]. Количественно оценить вклад человеческого капитала в рост экономики первыми попытались Т. Шульц и Г. Беккер. Шульц оценивал темпы прироста национального дохода для оценки инвестиций в человеческий капитал [4]. Для российской экономики Авдеева Д.А. использовала счета экономического роста, позволяющие изучить влияние динамики труда и эффективности его использования на прирост ВВП [2]. Таким образом, многими учеными было доказано влияние человеческого капитала на экономический рост.
Цель исследования: выявление особенностей использования человеческого капитала в сфере торговли на основе анализа основных тенденций развития и малого предпринимательства в Российской Федерации и аграрно ориентированных регионах, определение диспропорций развития, характерных региону, сопоставление индикаторов федерального и регионального уровней и выявление факторов, ограничивающих деятельность организаций розничной торговли.