По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.01, ГРНТИ 06.71.15

Особенности и сущность финансового потенциала

Ш.У. Ниязбекова канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита, Московский университет им. С.Ю. Витте Россия, 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский пр-д, д. 12, стр. 1 E-mail: shakizada.niyazbekova@gmail.com
О.С. Иванова канд. полит. наук, доцент кафедры финансов и кредита, Московский университет им. С.Ю. Витте Россия, 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский пр-д, д. 12, стр. 1 E-mail: mrs.ivanoff@yandex.ru

В данной статье рассматривается термин «финансовый потенциал». Показана роль финансового потенциала в странах. Финансовый потенциал характеризуется повышением финансового благосостояния населения, развитием способности управлять финансами. За рубежом уделяется огромное внимание разработкам методик и шкалы по изучению и оценке финансового потенциала, который дает возможность провести анализ использования активов, капитала и обязательств.

Литература:

1. Билкова Д. Текущий Pohled на finanční českých slovenských domácností [Текущий взгляд на финансовый потенциал чешских и словацких домохозяйств]. Politická ekonomie, Университет экономики в Праге. — Т. 1. — 2014. — С. 155-157.

2. Канкиа А.Г. Методические положения оценки влияния финансового потенциала нефтяных компаний на формирование финансового потенциала государства // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 13. — С. 2079–2100. — doi: 10.18334/rp.16.13.496.

3. Яруллин Р.Р., Галимова Г.А. Теоретические основы финансового потенциала региона // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6. — URL: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=5094 (дата обращения: 30.10.2019).

4. https://www.igi-global.com/dictionary/financial-capacity/54394 (дата обращения: 01.12.2019).

5. https://ideas.repec.org/a/scn/031101/15724769.html (дата обращения: 04.11.2019).

6. https://www.observatoire-des-territoires.gouv.fr/observatoire-des-territoires/fr/potentiel-financier-par-habitant (дата обращения: 01.12.2019).

7. https://compta-finances-locales.legibase.fr/base-de-connaissances/les-documents-budgetaires/ le-potentiel-fiscal-agrege-pfa-le-potentiel-67886 (дата обращения: 01.11.2019).

8. https://www.exfilo.fr/tag/potentiel-financier-par-habitant/ (дата обращения: 02.06.2019).

9. http://pnrs.ensosp.fr/Newsletter2/Juridique/Questions-Reponses-veille/Potentiel-financier-agrege (дата обращения: 03.11.2019).

Понятие «финансовый потенциал» означает способность индивидуума управлять его/ее финансовыми делами и принять соответствующие решения, учитывая при этом все возможные финансово-юридические последствия его/ее поступков [4].

Финансовый потенциал государства выражается возможностью финансовой системы к формированию совокупного потенциала финансовых ресурсов и ее способностью к их воспроизводству [2].

Финансовый потенциал — это возможность (способность) субъектов экономики преобразовать потенциальные доходы при воздействии механизмов регулирования, финансовой инфраструктуры и реализации финансовых инструментов в финансовые ресурсы для обеспечения целей стратегического развития региона [3].

Экономисты В. Б. Фролова и О.Н. Панкова утверждают, что основа финансового потенциала государства — это реально сбалансированный бюджет, доходная часть которого формируется не только преимущественно за счет нефтегазовых доходов, а расходная часть не ограничивает социальную политику, стимулирует подъем и развитие сельского хозяйства и реального сектора экономики [5].

Во Франции термин «финансовый потенциал» заменил в 2005 году термин «фискальный потенциал». Эти соотношения позволили объективно сравнить богатство двух муниципалитетов или двух общин муниципалитетов. Однако было создано другое соотношение: совокупный финансовый потенциал, который добавляет богатство общин и межобщинных сообществ, но включает логарифм населения. Так что это не совсем соотношение на душу населения. В результате, если два строго идентичных сообщества муниципалитетов объединятся, совокупный финансовый потенциал на душу населения объединенной структуры будет отличаться от потенциала каждого из двух сообществ. Поэтому этот коэффициент имеет значение только для сравнений между общинами с одинаковым населением. Несмотря на это, во время перераспределения межмуниципалитетов некоторые префекты использовали этот коэффициент, который имеет довольно странные математические эффекты. Фактически предлогом логарифма населения является учет так называемых централизованных сборов, соответствующих, например, главным городам департамента или района. Однако это бремя не связано с населением, поскольку в некоторых крупных городах, которые не выполняют административных функций, взимается небольшая плата за централизацию, в то время как некоторые небольшие города являются столицами департаментов. Точно так же, если два сообщества объединяются, их централизованные сборы остаются прежними, но эффект логарифмически изменяет их соотношение. Поэтому спрашивается, имеет ли значение логарифмический критерий совокупного финансового потенциала, особенно когда речь идет об оценке достоинства слияния между двумя общинами муниципалитетов [9].

Финансовый потенциал — это показатель теоретического богатства муниципалитета. Этот финансовый потенциал равен фискальному потенциалу, к которому добавляется стандартное распределение DGF от государства, полученное муниципалитетом в предыдущем году (исключая компенсацию за устранение доли налога на предпринимательскую деятельность). Финансовый потенциал позволяет учитывать все стабильные ресурсы сообщества в дополнение к способности сообщества мобилизовать фискальные ресурсы (налоговый потенциал), богатство, которое эти сообщества получают от определенных пожертвований, выплачиваемых государством механическим и периодическим способом, что является важным элементом в сбалансированности их бюджета. Финансовый потенциал сообщается населению [6].

Совокупный финансовый потенциал соответствует совокупному бюджетному потенциалу плюс сумме единовременных ассигнований, полученных коммунами межмуниципального образования в предыдущем году [7].

Финансовый потенциал на душу населения предназначен для измерения потенциального налогового богатства муниципалитета, и, таким образом, его можно сравнить с другими муниципалитетами. Большая часть финансового потенциала муниципальных образований на душу населения в рамках единой профессиональной налоговой системы рассчитывается на основе профессиональных налоговых поступлений, собираемых EPCI, и распределяется пропорционально населению каждого муниципалитета-члена. Эта часть будет в основном затронута слиянием. Действительно, ФПУ, ПФ/хаб состоит из:

— фиксированной части: это прямые ресурсы муниципалитета (базы домохозяйств × средние национальные ставки + DRCTP + FNGIR + AC). Они не подвержены влиянию слияния, за исключением AC, полученного муниципалитетом;

— переменной: профессиональные налоговые поступления, собранные EPCI (CFE, CVAE, IFER, TASCOM, FNGIR и DRCTP) и распределенные пропорционально населению каждого муниципалитета. Именно эта переменная часть будет в основном затронута слиянием EPCI, которое изменит объем продуктов и вес общин. Следует также отметить, что общий остаток CA (AC, собранных или выплаченных EPCI муниципалитетам) является частью этой переменной части [8].

Чешский экономист Д. Билкова в своем исследовании отмечает, что на финансовый потенциал влияет выбор шкалы, в которой учитываются значения дохода и показываются различия между применимыми для проведения анализами.

Экономист А. Канкиа в своих трудах объясняет, что финансовый потенциал подхода к оценке взаимодействия может быть реализован в рамках корпоративного управления и механизма государственной фискальной политики.

Таким образом, отсутствие предсказуемости, прозрачности в области экономической политики ослабляет институциональный потенциал, а, соответственно, финансовый потенциал государства слабеет с увеличением государственного долга, государственных расходов и др. Оценка финансового потенциала позволит государству достигнуть поставленных стратегических целей и задач.

Язык статьи:
Действия с выбранными: