В условиях современной социально-культурной ситуации усиливается роль учреждений дополнительного образования в формировании у молодежи активной гражданской позиции, любви к своей Родине и ответственности за ее будущее. Актуализируется поиск эффективных методов формирования гражданской идентичности. Система дополнительного образования, обладающая гибкостью и вариативностью, становится ключевой площадкой для реализации таких инициатив. Театр как форма художественного творчества способен эффективно решать задачи патриотического просвещения, сочетая эмоциональное воздействие, личностное вовлечение и осмысление исторических событий [4].
Проект сетевого взаимодействия по развитию школьных театров Калужской области «На сцене. Новый формат» (далее – Проект), разработанный и реализованный Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей имени Ю.А. Гагарина» стал своеобразным экспериментом в этой сфере. Проект продемонстрировал, что театральное искусство может не только служить развитию школьных театров, но и являться эффективным средством патриотического воспитания, способствовать внедрению его современных методов.
Центральной идеей Проекта стало использование театрального искусства как основного инструмента формирования гражданской зрелости, любви к Отечеству и уважения к историческим корням своего народа. Такой подход обеспечил гармоничное сочетание эстетического и воспитательного компонентов, позволяя учащимся осознать личную причастность к судьбе Родины и обрести уверенность в собственных силах [5].
На начальном этапе реализации Проекта был проведен анализ текущего состояния школьных театров в Калужской области. По данным регионального мониторинга школьных театров 2024 года, количество театральных коллективов увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2022 годом. Однако более 80% руководителей отметили недостаток знаний и навыков в написании сценариев, режиссуре, музыкальном оформлении и работе со светом. Это стало отправной точкой для формирования содержания методического сопровождения реализации Проекта.