По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности и ресурсы патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Опыт реализации проекта «На сцене. Новый формат»

Ульяна Коврежникова методист, ГБУ ДО Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина», г. Калуга

В статье представлен опыт формирования гражданско-патриотической позиции и культурно-исторического сознания молодых людей через театральное творчество — реализацию проекта «На сцене. Новый формат» — опыт Калужского региона, основанный на сотрудничестве образовательных организаций, общественных институтов и государственных структур. Статья будет интересна педагогам детских театральных коллективов, педагогам-организаторам, руководителям учреждений дополнительного образования и общеобразовательных организаций.

Литература:

1. Андреева Н.А. Событийная активность как фактор воспитания гражданско-патриотических качеств у школьников // Воспитание школьников. — 2023. — № 4. — С. 22–29.

2. Белицкая А.В. Современные подходы к организации внеучебной воспитательной деятельности // Вестник образования России. — 2022. — № 3. — С. 45–50.

3. Громова Е.С. Командный подход в профессиональном развитии педагогов дополнительного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2023. — № 3 (25). — С. 90–98.

4. Захарова Т.Н., Кузьмина Е.А. Театральное искусство как инструмент патриотического воспитания подрастающего поколения // Педагогика и просвещение. — 2023. — № 4. — С. 112–120.

5. Якиманская И.С. Коллективное творческое дело в воспитательной системе школы. — М.: Просвещение, 1989. — 144 с.

В условиях современной социально-культурной ситуации усиливается роль учреждений дополнительного образования в формировании у молодежи активной гражданской позиции, любви к своей Родине и ответственности за ее будущее. Актуализируется поиск эффективных методов формирования гражданской идентичности. Система дополнительного образования, обладающая гибкостью и вариативностью, становится ключевой площадкой для реализации таких инициатив. Театр как форма художественного творчества способен эффективно решать задачи патриотического просвещения, сочетая эмоциональное воздействие, личностное вовлечение и осмысление исторических событий [4].

Проект сетевого взаимодействия по развитию школьных театров Калужской области «На сцене. Новый формат» (далее – Проект), разработанный и реализованный Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей имени Ю.А. Гагарина» стал своеобразным экспериментом в этой сфере. Проект продемонстрировал, что театральное искусство может не только служить развитию школьных театров, но и являться эффективным средством патриотического воспитания, способствовать внедрению его современных методов.

Центральной идеей Проекта стало использование театрального искусства как основного инструмента формирования гражданской зрелости, любви к Отечеству и уважения к историческим корням своего народа. Такой подход обеспечил гармоничное сочетание эстетического и воспитательного компонентов, позволяя учащимся осознать личную причастность к судьбе Родины и обрести уверенность в собственных силах [5].

На начальном этапе реализации Проекта был проведен анализ текущего состояния школьных театров в Калужской области. По данным регионального мониторинга школьных театров 2024 года, количество театральных коллективов увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2022 годом. Однако более 80% руководителей отметили недостаток знаний и навыков в написании сценариев, режиссуре, музыкальном оформлении и работе со светом. Это стало отправной точкой для формирования содержания методического сопровождения реализации Проекта.

Для Цитирования:
Ульяна Коврежникова, Особенности и ресурсы патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Опыт реализации проекта «На сцене. Новый формат». Дом культуры. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: