Бензиновые грузовики медленно, но неотвратимо уходят в прошлое. В наши дни ЗИЛ-130 или ГАЗ-53 — это, скорее, раритеты, чем массовые рабочие лошадки. Поэтому ответ будет таким: под капотом у нас дизель. Или под кабиной, если компоновка бескапотная.
Значит, и моторное масло для грузового автотранспорта надо выбирать соответствующее — дизельное или универсальное. О бензиновых «Газелях» мы тоже замолвим словечко, но позже. А сейчас о дизельных и универсальных маслах подробнее.
В СССР ассортимент моторных масел был невелик, а критерии выбора просты: бензиновый мотор или дизель, изношен или нет — вот, пожалуй, и все. Во главе отечественного масляного парада выступала «жигулевская всесезонка». Для машин-ветеранов искали что-нибудь погуще, а дизелисты использовали масло, прозванное в народе «камазовским».
Потом прилавки захлестнуло импортное изобилие, и автомобилисты растерялись: что покупать? К счастью, на рыночном троне воцарилось Универсальное Всесезонное Масло разнообразных классов вязкости. Его «титулы» говорили сами за себя — универсальность примирила дизель с бензиновым мотором, это облегчало выбор. Профессионалы автодела научились разбираться в классификациях API, ACEA и спецификациях производителей автомобилей.
Тем временем экологические требования к транспорту ужесточались, двигатели совершенствовались, ассортимент масел ширился. И оказалось, что универсальное масло в прежнем значении «бензин/дизель» уже не является венцом творения. Возникла необходимость масляной специализации, но уже на качественно ином уровне.
И тогда ведущие производители масел предложили рынку новую идеологию Универсального Масла. Новые линейки предоставили широчайшие возможности выбора масла под конкретный двигатель. Выбора снайперского, в «десяточку». Об этом — в следующем разделе.
Как вы знаете, Американский институт нефти, или API (American Petroleum Institute), разработал классификацию моторных масел по уровню эксплуатационных свойств. Она разделяет моторные масла на две большие группы: S (от слова Service) и C (от слова Commercial).