По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности «грузовых» моторных масел. Часть 2

Ю. И. Буцкий канд. техн. наук, e-mail: bytsky.abs@yandex.ru

Мы продолжаем рассказывать об особенностях моторных маслах для грузовых автомобилей, начатый в майском номере нашего журнала (см. «Автотранспорт: эксплуатация, обслуживание, ремонт» №5/2023). Во второй части остановимся на российской специфике, взаимосвязи масла и топлива. Особое внимание уделим маслам для газовых двигателей.

Дизелизация грузового транспорта — дело хорошее, но давайте будем реалистами. По дорогам страны все еще колесят «ЗиЛы» и «ГАЗы» с бензиновыми моторами. Оставить их без рекомендаций было бы несправедливо.

А мы и не оставим: в ассортименте производителей масел всегда найдется бюджетный продукт, рекомендованный для старых российских автомобилей.

Что касается популярных грузовичков «ГАЗель», то ориентиры могут быть такими. Для двигателя ЗМЗ-402, откатавшего два-три десятка тыс. км, подойдет недорогая «минералка», а для ЗМЗ4063.10 — любое полусинтетическое или гидрокрекинговое масло.

Класс вязкости по SAE подбирается стандартным образом: с учетом сезона и степени изношенности двигателя.

В разговоре о дизельном масле не обойтись без дизельного топлива. В России оно издавна «славилось» повышенным содержанием серы, поскольку вырабатывалось из сернистых нефтей. Сера оказывает колоссальное влияние на «срабатывание» масляных присадок. Все просто: сгорая, сера образует оксиды SO2 и SO3. Соединяясь с парами воды, они образуют сернистую и серную кислоты, снижающие щелочное число масла и, следовательно, его нейтрализующую способность. Все это влечет повышенный коррозионный износ цилиндропоршневой группы. Кроме того, снижается эффективность моющих присадок (детергентов).

Этим губительным процессам противостоят вводимые в дизельное масло щелочные присадки. Кроме того, в продукте увеличивают содержание моющих и диспергирующих присадок.

Сегодня благодаря экологическим требованиям содержание серы в европейском дизельном топливе снижено на порядок. Однако это палка о двух концах. Ведь сера играет роль природной присадки, предотвращающей износ топливной аппаратуры. Поэтому в малосернистое топливо вводят специальные противоизносные присадки.

Многие современные масла уживаются как с малосернистым, так и высокосернистым дизельным топливом, просто в последнем случае менять масло придется чаще.

Автомобили, работающие на газе, более экологичны, чем их бензиновые и дизельные собратья. Поэтому использование газового топлива входит во многие экологические программы — отраслевые, муниципальные и даже федеральные.

Для Цитирования:
Ю. И. Буцкий, Особенности «грузовых» моторных масел. Часть 2. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: