По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 632 DOI:10.33920/sel-04-2202-07

Особенности функционально-планировочного зонирования и территориального планирования Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края

Базаева Р.В. соискатель кафедры землеустройства, главный специалист отдела регулирования лесных и земельных отношений на особо охраняемых природных территориях Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Государственный университет по землеустройству, г. Москва, E-mail: r443827@yandex.ru

Северные территории Российской Федерации являются уникальной природной средой, которая требует индивидуальных подходов, особой политики и методов регулирования во всех отраслях экономики и жизнедеятельности местного населения. Ключевым критерием при разделении территории на определенные регионы и подзоны являются экстремальные природные условия, оказывающие воздействие на особенности функционирования отраслей экономики, жизнедеятельность местного населения и уровень «незащищенности» северной природы. Таким образом, выделяют подзоны: Ближний, Средний и Дальний Север. Градостроительная политика на северных территориях формирует направления разрабатываемых градостроительных прогнозов и программ, нормативно-правовых документов, научных исследований и поэтапность разработки градостроительной документации. В статье рассматривается главная задача функционально-планировочного зонирования, заключающаяся в обеспечении устойчивого функционирования и стабильного развития различных территорий, а также создания с помощью градостроительных средств благоприятных условий жизни для местного коренного населения. Зонирование территории осуществляется с учетом всесторонней оценки территории, а также предложений по ее планировочной структуре.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 №172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190‑ФЗ.

3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» от 26.10.2020 № 645.

4. Анохин А.А., Мякиненков В.М. Актуальные прикладные проблемы экономической и социальной географии России // Известия Русского географического общества. — 2013. — Т. 145. — С. 20–30.

5. Варгина Т.В., Мякиненков В.М. Градостроительный кодекс РФ // Управление развитием территорий. — 2008. — № 1. — С. 17–20.

6. Лачининский С.С. Проблемы изменения геоэкономического пространства Красноярского края в условиях глобализации: материалы международной научно-практической конференции «География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования». — Красноярск, 2011. — Т. 1. — С. 124–126.

7. Мякиненков В.М. Возможные последствия изменения климата для территориальной организации экономической и социальной деятельности на сибирском Севере // Материалы международной научно-практической конференции «География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования». Т. 1. — Красноярск, 2011. — С. 138–139.

8. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации/ URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).

Северные территории Российской Федерации являются особой экономической и природной зоной, требующей проведения соответствующей политики (социальноэкономической, градостроительной, природоохранной), стратегии и методов регулирования всех отраслей экономики и условий жизни населения, дифференцированных по определенным подзонам, учитывающим регион и уровень экстремальности природной среды, от которых зависит функционирование отраслей экономики и особенности жизнедеятельности населения.

Как показывает практика, в основе градостроительной политики Крайнего Севера лежат определение направления разрабатываемых градостроительных программ и прогнозов, формирование нормативных документов и соблюдение последовательности при разработке градостроительной документации.

Нормативно-правовая связь между стратегией и программой социально-экономического развития и документами территориального планирования установлена с момента введения в действие Федерального закона от 28.06.2014 №172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №172‑ФЗ). Статья 20 Федерального закона №172‑ФЗ, в частности, предусматривает разработку нового вида документа — стратегия пространственного развития Российской Федерации. Данный документ составляется на основе государственной политики регионального развития Российской Федерации и учитывает цели, задачи и приоритеты регионального развития страны [1]. При этом в рассматриваемом законе отсутствуют уточнения, говорящие о специфических особенностях территорий Крайнего Севера, в том числе и о проведении государственной политики в области градостроительной деятельности в них.

Таким образом, на основании ст. 17 Федерального закона №172‑ФЗ возникла необходимость разработки «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645, которая послужила первоосновой для осуществления градостроительной политики на северных территориях Российской Федерации. Основной целью стратегии является разрешение задач федерального уровня, которое возможно благодаря обоснованности мероприятий по территориальному планированию [3].

Для Цитирования:
Базаева Р.В., Особенности функционально-планировочного зонирования и территориального планирования Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: