По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.71

Особенности финансового менеджмента и его влияние на экономические показатели коммерческой организации

Гурнович Т. Г. д-р экон. наук, профессор, Кубанский государственный аграрный университет, 350044, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, E-mail: gurnovich@inbox.ru
Даренский Р. Н. Кубанский государственный аграрный университет, 350044, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, E-mail: darenskiy.rostislav@mail.ru

В статье предпринята попытка анализа внутренней системы финансовых рычагов компании в контексте закономерного влияния последствий их применения на финансово-хозяйственное состояние коммерческой организации. Систематизированы мнения об известных методах оценки рентабельности активов и платежеспособности фирмы. Центральная роль в исследовании отведена методике, основанной на определении чистого денежного потока коммерческой организации, формируемого в разрезе видов деятельности на основе объективных данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Стандартный метод влияния инструментария финансового менеджмента на исходный итог операционной деятельности и ключевых экономических показателей представлен как малоэффективный. В то время как метод чистого денежного потока определен авторами как наиболее удобный и практичный в целях осуществления объективной оценки влияния эффекта финансового рычага на экономические показатели коммерческой организации.

Литература:

1. Кашина Л. Р. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для бакалавров и магистров вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. — 483 с.

2. Самсонов Н. Ф. Финансы предприятий: учебник / Под ред. Н. Ф. Самсонова. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 221 c.

3. Екимова К. В., Шубина Т. В. Финансы организаций (предприятий) / Под ред. К. В.Екимовой, Т. В. Шубиной. — М.: КноРус, 2021. — 378 c.

4. Шурина Е. О. Финансовый менеджмент: особенности коммерческих организаций/ Под ред. Е. О. Шуриной. — М.: КноРус, 2020. — 241 с.

Современная коммерческая организация, вне зависимости от ее размеров и объемов производства (предоставления услуг), характеризуется крайней зависимостью от внешних источников финансирования [1]. Соотношение заемного капитала к собственным средствам компании называют финансовом рычагом. Эффект финансового рычага показывает эффект от использования заемных средств с целью увеличения размера оборота компании по выручке и в конечном итоге — прибыли. Однако заемный капитал в отличие от собственного чаще всего имеет фиксированную стоимость для компании в виде процента, который она уплачивает кредитору за пользование им, что является фактором риска, так как для достижения целей привлечения заемных средств эффект финансового рычага должен обеспечить увеличение доходности компании больше, чем процент по долговым обязательствам.

Таким образом, компании привлекают заемный капитал с целью увеличить генерируемый бизнесом совокупный денежный поток, в первую очередь от операционной деятельности. Однако используемый в финансовом менеджменте показатель эффекта финансового рычага, основанный на сопоставлении рентабельности активов со средней ценой заемного капитала, привлеченного компанией, не позволяет объективно оценить целесообразность привлечения заемного капитала и в конечном итоге достижение целей его привлечения, так как он дает только косвенную оценку и никак не связан с денежными потоками, для увеличения которых и привлекается заемный капитал [2].

Связь финансового рычага с денежным потоком обусловлена тем, что собственный и заемный капитал обеспечивают компании возможность приобретения активов, а денежный поток характеризует оборот и трансформацию активов компании от первоначального инвестирования в них денежных средств до получения конечного финансового результата и последующего начала нового цикла оборота активов. Необходимо также заметить, что при оценке влияния эффекта финансового рычага сумма налога на прибыль компании, представляющая собой элемент оттока денежных средств в денежном потоке, с точки зрения анализа не имеет существенного значения, так как в большинстве современных государств величина налога (процент от прибыли) является условно постоянной, а сумма налога зависит только от выручки и размера прибыли в конечном итоге.

Для Цитирования:
Гурнович Т. Г., Даренский Р. Н., Особенности финансового менеджмента и его влияние на экономические показатели коммерческой организации. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: