Современная коммерческая организация, вне зависимости от ее размеров и объемов производства (предоставления услуг), характеризуется крайней зависимостью от внешних источников финансирования [1]. Соотношение заемного капитала к собственным средствам компании называют финансовом рычагом. Эффект финансового рычага показывает эффект от использования заемных средств с целью увеличения размера оборота компании по выручке и в конечном итоге — прибыли. Однако заемный капитал в отличие от собственного чаще всего имеет фиксированную стоимость для компании в виде процента, который она уплачивает кредитору за пользование им, что является фактором риска, так как для достижения целей привлечения заемных средств эффект финансового рычага должен обеспечить увеличение доходности компании больше, чем процент по долговым обязательствам.
Таким образом, компании привлекают заемный капитал с целью увеличить генерируемый бизнесом совокупный денежный поток, в первую очередь от операционной деятельности. Однако используемый в финансовом менеджменте показатель эффекта финансового рычага, основанный на сопоставлении рентабельности активов со средней ценой заемного капитала, привлеченного компанией, не позволяет объективно оценить целесообразность привлечения заемного капитала и в конечном итоге достижение целей его привлечения, так как он дает только косвенную оценку и никак не связан с денежными потоками, для увеличения которых и привлекается заемный капитал [2].
Связь финансового рычага с денежным потоком обусловлена тем, что собственный и заемный капитал обеспечивают компании возможность приобретения активов, а денежный поток характеризует оборот и трансформацию активов компании от первоначального инвестирования в них денежных средств до получения конечного финансового результата и последующего начала нового цикла оборота активов. Необходимо также заметить, что при оценке влияния эффекта финансового рычага сумма налога на прибыль компании, представляющая собой элемент оттока денежных средств в денежном потоке, с точки зрения анализа не имеет существенного значения, так как в большинстве современных государств величина налога (процент от прибыли) является условно постоянной, а сумма налога зависит только от выручки и размера прибыли в конечном итоге.