По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Особенности финансового контроля за кассовым исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Кеворкова Жанна Аракеловна д-р экон. наук, профессор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: zhanna.kevorkova@mail.ru
Петровичева Марина Сергеевна казначей Управления Федерального казначейства по г. Москве, магистр, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: marina.petrovicheva@gmail.com

В статье рассматриваются особенности государственного финансового контроля за кассовым обслуживанием исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Акцентируется внимание на усилении контроля над поступлением средств, адресным и целевым использованием государственных финансовых ресурсов. Обосновывается необходимость четкой системы контроля, которая будет обеспечивать законность финансовой деятельности всех участников бюджетного процесса для эффективного управления доходами и расходами бюджета в процессе его исполнения.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Абашев А.О., Пляскина М.И. Необходимость и пути совершенствования государственного казначейского контроля // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. — 2017. — С. 197–202.

3. Даниленко Н.И. Актуальные проблемы и пути развития государственного казначейского контроля // Социально-экономическое развитие современной России: проблемы, решения и уроки глобализации. — 2015. — С. 8–16.

4. Кеворкова Ж.А. Федеральное казначейство как субъект контроля государственных (муниципальных) организаций в сфере закупок // Экономика. Бизнес. Банки. — 2017. — № S3. — С. 9–18.

5. Кеворкова Ж.А., Иванов Р.А. Внутренний контроль бизнес-процессов Федерального казначейства: Монография. — М.: Копи Принт, 2013. — 238 с.

6. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2016. — № 3 (18). — С. 15–20.

7. Серебрякова В.И., Бондаренко Т.Н. Казначейский контроль при организации исполнения бюджета по расходам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 7–2. — С. 293–297.

8. Чениб Р.Ш., Чениб Р.Б. Казначейское сопровождение государственных контрактов бюджетных и автономных учреждений // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2018. — № 6 (156). — С. 4–9.

В современной экономической ситуации первоочередную роль играют эффективное управление доходами и расходами бюджета в процессе его исполнения, повышение оперативности в финансировании, усиление контроля над поступлением средств, адресным и целевым использованием государственных финансовых ресурсов. Значимое место в процессе исполнения бюджета и социально-экономическом развитии страны играют органы Федерального казначейства.

В процессе аккумуляции и распределения государственных финансовых ресурсов необходима четкая система контроля, которая будет обеспечивать законность финансовой деятельности всех участников бюджетного процесса, оценивать ее эффективность и целесообразность. Необходимо контролировать все сферы деятельности государства, особенно в части расходования государственных финансовых ресурсов, так как они должны направляться на реализацию приоритетных проектов развития нашей страны.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством в соответствии со ст. 215.1 БК РФ [1].

Стоит отметить, что внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства [5].

Также Казначейство России осуществляет контроль в сфере закупок в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности [4; 8].

В настоящее время Казначейство России играет ключевую роль в организации кассового исполнения бюджетов, а в связи с недавними изменениями, связанными с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, стало и основным органом контроля со стороны исполнительной власти в части обеспечения сохранности бюджетных средств.

Федеральное казначейство устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основании положений ст. 166.1 и 241.1 БК РФ [1].

Для Цитирования:
Кеворкова Жанна Аракеловна, Петровичева Марина Сергеевна, Особенности финансового контроля за кассовым исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: