Остеопороз (ОП) — системное заболевание костно-мышечной системы, при котором снижается прочность костей, нарушается микроархитектоника костной ткани, что обусловливает повышение риска переломов при минимальной травме.
Комбинация препаратов кальция и колекальциферола является составной частью фармакотерапии пациентов с ОП. Увеличение потребления кальция требуется для первичной и вторичной профилактики ОП, снижения рисков переломов бедра и поддержания минеральной плотности костной ткани. Дефицит витамина D может способствовать повышению риска развития ОП и его последствий, снижению способности к физической активности у лиц пожилого возраста. Таким образом, применение комбинированных лекарственных препаратов (ЛП) кальция и витамина D занимает ключевую роль в профилактике и лечении различных форм ОП, прежде всего за счет профилактики переломов.
Фармацевтический специалист наряду с медицинскими работниками играет важную роль в процессе консультирования и информирования пациентов по вопросам целесообразного подбора и применения ЛП и биологически активных добавок к пище (БАДов) при ОП.
Цель исследования: изучение информационно-образовательной потребности специалистов аптечных учреждений Республики Крым, а также их осведомленности по вопросам фармацевтического консультирования по препаратам кальция и витамина D3, применяющихся при ОП.
В рамках оценки компетентности провизоров и фармацевтов о грамотном проведении фармацевтического консультирования при применении препаратов кальция и витамина D3 проводилось анкетирование. Участие являлось добровольным и анонимным, период проведения — апрель — май 2024 года, в анкетирование были вовлечены 75 фармацевтических работников аптечных учреждений Республики Крым, от участников было получено письменное информированное согласие на участие в исследовании.
Протокол анкетирования был одобрен локальным этическим комитетом Медицинского института имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (Протокол № 10 от 16 ноября 2023 г.). Авторами исследования была разработана анкета, направленная на изучение особенностей отпуска товаров аптечного ассортимента, состоящая из 14 вопросов. Анкетирование проходило в онлайн-формате на платформе Google. Респонденты имели возможность множественного выбора ответа.