По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/pol-01-2104-01

Особенности экологической политики Словении

Князев Юрий Константинович главный научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики РАН», профессор, д-р экон. наук 117218, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32, E-mail: kyuyk151@rambler.ru

В Словении остро стоит проблема ограничения вредоносных последствий хозяйственной деятельности, ухудшающей условия жизни людей, животных и растительного мира. Государство принимает меры к стимулированию жителей оставаться в родных населенных пунктах и заботиться об их обустройстве и развитии, о сохранении природных ресурсов и комфортной для людей экологии. Большую роль играют при этом многочисленные общественные организации гражданского общества. В данной статье излагаются особенности современной экологической политики Словении, проводимой в рамках общей линии Европейского союза, направленной на постепенный отказ от углеродного топлива и переход к возобновляемым источникам энергии. Анализируются словенские официальные документы, излагающие экологическую стратегию страны, ход выполнения планов энергетических и климатических мероприятий до 2030 г., нынешнее состояние энергетической сферы и ее соответствие плановым задачам. Дается авторская оценка эффективности проводимой в Словении экологической политики и ее возможным результатам. Констатируется, что хотя показатели улучшения экологической ситуации постепенно растут, выброс вредных газов уменьшается, повышается эффективность использования энергии и сырья, тем не менее Словения всё еще отстает по большинству этих показателей от среднеевропейского уровня. В то же время она имеет сравнительно высокую долю возобновляемых источников энергии в ее совокупной выработке. Это достигается благодаря бюджетному дотированию производимой из ВИЭ энергии, чтобы ее цена не превышала рыночного уровня. Для применения широкого арсенала стимулирующих мер расходуются значительные денежные ресурсы, поэтому правительство вынуждено изыскивать возможности для дальнейшего увеличения финансирования экологических мероприятий, в том числе по линии фондов Европейского союза, включая оказываемую помощь на борьбу с коронавирусной пандемией.

Литература:

1. Akcijski načrt za obnovljene vire energije. Ljubljana. April 2009.

2. Celoviti nacionalni energetski in podnebni načrt Republike Slovenije. Ljubljana. 2020.

3. Ekonomska in fi nančna gibanja. Banka Slovenije. Januar 2021. Izbrana tema: Oкoljska prizadevanja v Sloveniji in EU.

4. Energetska bilanca do 2050. Ljubljana. September 2020.

5. Energetski concept Slovenije do 2050. Ljubljana. Februar 2018.

6. European Environment Agency (2020): Trends and projection in Europe 2020, Tracking Progress Towards Europe’s Climate and Energy Targets (europe.eu)

7. Europska komisija (2019): Pregled izvajanja okolske politike, Poročilo za državo Slovenija (europe.eu.report.si.sl.pdf).

8. Ministrstvo za fi nance: Zelena proračunska reforma — Okolski in javnofi nančni vidik spodbud v Sloveniji (https://www. gov.si).

9. Ministrstvo za okolje in prostor (2020): četrto poročilo o izvajanju operativnega programa ukrepov zmanjšanja emisij toplogrednih plinov do leta 2020 (https://www.gov.si).

10. Ministrstvo za okolje in prostor (2020): Osnutek dolgorocne podnebne strategije Slovednije do leta 2050 (https://www. gov.si).

11. Ocena končnega Celovitega nacionalnega energetskega in podnebnega načrta Slovenije. Komisija EU. Oktober 2020.

12. OECD/ITF (2019). Tax Revenue Implications of Decarbonasicy Road Transport, Scenarios for Slovenia, OECD Publishing, Paris.

13. Project LIFE Climate Path (2020). Podnebno ogledalo, 2020 (https://www.podnebnapol.2050.si).

14. UMAR (2020). Poročilo o razvoju (https://www.umar.gov.si).

Статья поступила 11.03.2021.

Оздоровлению естественной среды обитания людей уделяется в Словении большое внимание. Этого изначально требуют ограниченные размеры территории заселения словенского народа, обусловливающие необходимость интенсивного использования располагаемых земельных и водных ресурсов. При этом остро стоит проблема ограничения вредоносных последствий хозяйственной деятельности людей для экологии, ухудшающей условия жизни людей, животных и растительного мира. Национальной чертой словенцев издавна было бережное отношение к их личному месту жительства, к малой родине, о благополучии которой они истово заботились. Урбанизация стала подрывать эту традицию и приводила к оттоку населения из сельской местности, которая перестала обустраиваться должным образом. Это заставило государство принимать меры к стимулированию местных жителей оставаться в родных населенных пунктах и заботиться об их обустройстве и развитии, сохраняя при этом природные ресурсы и комфортную для жизни людей экологию. Большую роль играют при этом многочисленные общественные организации гражданского общества. Экологическая политика проводится в Словении в рамках общей линии Европейского союза, направленной на постепенный отказ от углеродного топлива и переход к возобновляемым источникам энергии [6, 7, 12, 13].

Трепетное отношение к естественным условиям обитания во многом способствовало благожелательному восприятию Словенией международных мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего ухудшения климатических условий на Земле. Словения вместе с другими странами ЕС присоединилась в конце 2015 г. к Парижскому соглашению по климату и в 2019 г. подписала Европейский зеленый договор. Эти акты направлены на уменьшение выбросов в атмосферу теплотворных газов посредством квотирования их допустимых объемов и межстрановой торговли сэкономленными излишками. Страна охотно поддержала экологическую и климатическую политику Европейского союза, целью которой провозглашается отказ от углеводородных источников выработки энергии к 2050 г. и сокращение выброса теплотворных газов на 55 % до 2030 г. в сравнении с уровнем 1990 г. (раньше устанавливалась более низкая планка в 40 %). Это предполагает постепенный переход к использованию возобновляемых источников энергии, к которым относятся помимо гидростанций также солнечные, ветровые, водные и биологические генераторы энергии. Последние считаются предпочтительными по отношению к ГЭС, так как они якобы не наносят никакого вреда природе [10, 14].

Для Цитирования:
Князев Юрий Константинович, Особенности экологической политики Словении. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: