— Насколько расходятся подходы к страхованию экологических рисков в России и за рубежом?
— Начну с того, что драйвером или даже причиной возникновения рынка экологического страхования было изменение экологического законодательства в определенных странах. В США это произошло в 1980‑х гг., когда был принят нормативно-правовой акт о всеобъемлющих мерах компенсации вреда окружающей среде, который вводил ретроспективную ответственность за нарушение экологического законодательства. Это означало, что, независимо от того, когда был причинен экологический ущерб, даже если это произошло 20–30 лет назад, — с момента введения этого акта в силу можно было привлечь к ответственности лицо, которое загрязняло окружающую среду в прошлом. Причем привлечь к ответственности можно было не только прямого виновника загрязнения, но и любое юридическое лицо, которое имело какое‑то отношение к этому загрязняющему веществу или источнику загрязнения. Это могла быть транспортная компания, которая перевозила загрязняющие вещества, или оператор полигона отходов, куда они свозились. Таким образом, речь идет о солидарной ответственности: претензию могли предъявить в полном объеме к любому лицу, оно выплачивало необходимую сумму, а дальше уже происходило разбирательство с другими участниками — суммы выставлялись в порядке регресса к другим лицам, которые имели какое‑то отношение к данному загрязнению. Так дело обстоит в США.
В Европе в 2004 г. была принята директива об экологической ответственности, согласно которой все страны — члены ЕС должны были привести свое экологическое законодательство в соответствие с этой директивой до 2010 г., если только местное экологическое законодательство не было более жестким в плане меры ответственности, чем меры, предписанные директивой.
Драйвер развития экологического страхования — это совершенствование самого законодательства, а именно — ужесточение режима ответственности. И вот в этом отношении Россия принципиально отличается от стран Западной Европы и США по нескольким параметрам. Первое отличие состоит в том, что у нас в случае причинения вреда окружающей среде преобладает принцип денежной компенсации. Иначе говоря, виновники, загрязнители окружающей среды, просто оплачивают экологический ущерб по тарифам и методикам, предусмотренным Правительством РФ.