Социальные отношения и связи являются существенными составляющими деятельности любой рабочей команды. Команды, члены которых географически рассредоточены, называют «виртуальными», так как основным способом взаимодействия внутри команды становятся электронные средства связи и только в редких (иногда – исключительных) случаях – очные встречи участников команды друг с другом. Географическое рассредоточение, организационные трудности в обеспечении слаженной работы и культурные различия, характерные для «виртуальных» команд, препятствуют развитию взаимопонимания и установлению устойчивых взаимоотношений между членами команды, что нередко приводит к неэффективному внутрикомандному взаимодействию, а иногда и к провалу проекта. Координационные проблемы возникают вследствие удаленности участников команды друг от друга, а коммуникационные трудности – из-за культурных различий и слабых социальных связей. Управление «виртуальной» командой включает целый спектр коммуникационных стратегий и инструментов из арсенала методик управления проектами (project management), а также процессы социальной поддержки членов команды [1]. Лидерам «виртуальных» команд следует постоянно следить за развитием рабочих отношений внутри команды и при необходимости менять стиль управления, чтобы добиться максимально эффективного взаимодействия между ее членами.
У «виртуальных» команд есть уникальные характерные черты, которые позволяют отличать их от традиционных рабочих команд [2]. Чтобы перечислить характеристики, свойственные «виртуальным» командам, важно понимать, что отличает их от рабочих команд, функционирующих в формате личных встреч или на территории одного офиса (табл. 1).
Ниже перечислены характеристики, свойственные «виртуальным» командам: они иллюстрируют изменения, которые претерпели традиционные рабочие команды в соответствии с современными требованиями организации командной работы:
- члены команды могут физически находиться на разных территориях и в разных часовых поясах;