Земля — это важнейший объект материального мира, которая представляет собой ценность для общества в целом, это базис всех экосистем и производительных сил. Поэтому земля имеет особый юридический статус как основа жизни и деятельности народов [1]. В земельных правоотношениях особую правовую конструкцию имеет правовой режим земель, так как для каждой категории земель присущи особенности использования, собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют особые правомочия и обязанности, и соответственно, несут ответственность за нарушение земельного режима. Поэтому вопрос целевого использования земель является особенно актуальным.
Пункт 8 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что нормативные акты, регулирующие земельные правоотношения действуют на основании принципа деления земель по целевому назначению согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования. Данный принцип отражен в пункте 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, все категории земель используются с установленным для них целевым назначением. Земельный участок может иметь несколько основных, условно– разрешенных ли вспомогательных видов разрешенного использования. Вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием, выбирается правообладателем в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Целевое использование земель также отражено в обязанностях собственников земельных участков и не являющихся собственниками, которые закреплены статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации. Они обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, при этом они не должны наносить вред окружающей среде и земле как природному объекту [4].
Стоит отметить, что наиболее частым встречающимся правонарушением являются правонарушения, связанные с зарастанием и неиспользованием земель сельхозназначения, загрязнение почв, а также использование земельных участков не по целевому назначению, ответственность за которое предусмотрено в ч.ч. 1, 2, 2.1, 3 статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях.