Дистанционное обучение, применяемое в заочной форме образования, уже не один год опробовано на практике. Но проблема возникла, когда потребовалось повсеместно внедрять дистанционное обучение в очном варианте учебы. Есть существенная особенность — дистанционный учебный курс нельзя получить путем простого перевода в компьютерную форму учебных материалов традиционного очного обучения. Многие постулаты дистанционного обучения (ДО), применяемые для заочной учебы, не смогли пригодиться в очном варианте.
Московский гуманитарный университет сохранил сетку расписания очного обучения. Это было необходимо, чтобы у студентов на ДО оставалось понимание того, в какое конкретное время и какие лекции они смогут прослушать на различных интерактивных платформах. Кроме того, в период карантина четкое расписание спасает от многих негативных моментов самоизоляции. И это, конечно, удобно и преподавателям, и студентам.
Заочное образование, давно использующее ДО, подразумевает большую свободу в подходе ко времени занятий, так как количество часов по всем дисциплинам в этом курсе несравнимо меньшее, чем на дневном обучении. Также курс заочного обучения подразумевает больше часов на самостоятельные занятия студентов.
Что касается интернет-платформ, то по причине незапланированного и потому сложного перехода на ДО преподаватели использовали те платформы, с которыми были лучше всего знакомы и с которыми имели возможность обращаться к студентам наиболее «качественным» образом для учебного процесса. Это были самые разные платформы — от Zoom, Skype, WhatsApp до обычной электронной почты.
Есть мнение педагогов-практиков, что «современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть интернет, не только могут обеспечить активное вовлечение студента в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред» [1, c. 129–138].