Интерес к изучению статуса кыргызской семьи на современном этапе вызван нестабильной ситуацией в обществе. Социально-экономический кризис общества, повлекший рыночные отношения, безработицу, миграцию и бедность, повлиял на потребности членов семьи.
Изменение потребностей современного кыргызского социума стало причиной изменения традиционных ценностей семьи, существует тенденция значимых структурных и качественных изменений нравственных мировоззрений, особенно в среде молодого поколения. Социальные испытания, выпавшие на долю современной кыргызской семьи в постсоветский период своего развития, к традиционным функциям воспроизводства, социализации и воспитания детей внесли дополнительные обязанности по обеспечению социальных прав и самореализации ее членов. Результатом социальной и экономической трансформации систем кыргызского социума стала смена традиционных общественных ценностей советского времени и на основе этого произошла переоценка ценностных мировоззрений самих кыргызов. Наиболее значимыми считаются изменения ценности семейно-брачных отношений, в особенности смена духовности на прагматизм и индивидуальность личности. Личность на протяжении всей своей жизнедеятельности подвергается социализации — в семье, школе, в детском саду, в вузе, в армии, на производстве, в обществе.
Ценностный потенциал кыргызской семьи заключается в первичной социализации личности в демографическом, этническом, экономическом, информационном, экологическом, духовном, гендерном плане. Процесс социализации личности в современном кыргызском обществе протекает в условиях изменения потребностей личности, переоценки традиционных общественных ценностей в условиях адаптации к рыночным отношениям, к трудовой миграции, к новым формам социальных связей, к мобильности семейных отношений, что заметно влияет на состояние статуса института семьи, вызывая кризисные ситуации, снижение ценности роли отца и матери, падение значимости семьи в целом. Следует отметить, что мобилизация внутренних возможностей семьи для выживания в условиях экономического кризиса, предпочтение материального благосостояния духовным ценностям стали главными факторами снижения ценности семьи и ослабления статуса родительства [4, 5].