* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 2014 г.
Бюджетирование деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе системы нормативных и плановых документов, в которых должна быть отражена система показателей учреждения в целом по учреждению и центров финансовой ответственности.
Бюджетирование позволяет минимизировать отклонения от бюджета как в части государственного задания по оказанию образовательных услуг населению, так и в части предпринимательской деятельности (оказания дополнительных и сопутствующих услуг).
С 1 января 2011 г. изменены механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.
Бюджетным учреждениям предоставлено право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Государство стало активно привлекать бизнес к развитию рынка образовательных услуг за счет преобразования образовательных учреждений в такие организационно-правовые формы, которые позволят эффективно использовать многоканальные схемы финансирования и другие рыночные механизмы развития.
Образовательные учреждения имеют особенности осуществления деятельности. Основным источником финансирования образовательных учреждений являются средства соответствующего уровня бюджета, а также собственные средства от осуществления своей деятельности.
Субсидия на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг формируется исходя из нормативных затрат на государственную услугу (в т.ч. затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги (оплата труда, приобретение материальных запасов, иные затраты)) и нормативных затрат на содержание имущества (коммунальные платежи, транспортные услуги, услуги связи, оплата труда вспомогательного персонала, затраты на особо ценное движимое и недвижимое имущество и прочие нужды).