В деятельности бюджетных учреждений возникают ситуации, когда они получают доходы, относящиеся к другим периодам. Речь идет, конечно, о доходах будущих периодов. Правильность их отражения напрямую влияет на налогообложение. Необходимо знать, в каких случаях признание доходов следует отложить до лучших времен, и какие особенности при этом возникают.
Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к следующему: доходы должны соответствовать тем расходам, благодаря которым они (доходы) были получены.
Главная проблема: как найти границу между теми доходами, которые можно отнести сразу к данному отчетному периоду, и теми, которые надо отнести к будущим отчетным периодам. В определенной степени это зависит от нормативной правовой базы, регулирующей бухгалтерский учет, и профессионального суждения бухгалтера.
Бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с учетной политикой, которая определяет конкретные модели учета из рассмотренных в инструкции к Единому плану счетов № 157н (в ред. приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н) и инструкции к плану счетов бюджетных учреждений № 174н (в ред. приказа Минфина России от 31.12.2015 № 227н).
В соответствии с п. 301 инструкции № 157н в составе доходов будущих периодов учитывают поступления, полученные бюджетным учреждением в текущем периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам:
– доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
– доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
– доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;
– доходы по операциям реализации имущества казны, в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;