По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 294.3:94 DOI:doi.org/10.33920/nik-04-240304-15

Особенности буддизма. Феномен распространения буддизма в России и западных странах

Ксения Николаевна Александрова студентка, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32
Илюза Ялиловна Бадертдинова студентка, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, E-mail: badertdinovailyuza@yandex.ru
С. Б. Горбачев научный руководитель, кандидат политических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, 450076, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32

За более чем два с половиной тысячелетия своего существования буддизм распространился во многих странах Азии и уже в XX веке, выйдя за пределы азиатских стран, стал набирать широкую популярность в Европе и на Западе. Буддистские организации, центры и конфессии получили огромное распространение на современном мире. Авторы статьи раскрывают сущность и особенности рассматриваемого религиозного учения. Кроме того, особое внимание уделяется феномену распространения буддизма в регионах Российской Федерации и во многих западноевропейских странах, преимущественно в Германии, Франции и США.

Литература:

1. Филимонов, А. А., Бетехтина, Е. Н., Кузнецова, А. В., Трапезников, М. В. Специфика буддизма как философии и религии // Colloquium-journal. — 2019. — №1 (25). — С. 55–58

2. История религий / Митр. Иларион (Алфеев), прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с.

3. Donner, S. E. Self or No Self: Views from Self Psychology and Buddhism in a Postmodern Context // Smith College Studies in Social Work. — 2010. — Т. 80. — Вып. 2–3. — С. 215–227. doi.org/10.1080/00377317.2010.486361

4. Faure, B. Unmasking Buddhism. — Wiley-Blackwell, 2009. — 168 p.

5. Лысенко, В. Г. Буддизм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 169—177.

6. Уланов, М. С., Бадмаев, В. Н. Феномен социально-вовлеченного буддизма в современном мире // Новые исследования Тувы. — 2023. — №3. — С. 138–150

7. Уланов, М. С. Буддизм перед лицом глобальных проблем современного мира // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2007. — №5. — С. 3–6

8. Горбачев, С. Б. О некоторых аспектах современного западного мифотворчества // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. — 2024. — № 3 (19). — С. 111–116

1. Filimonov, A. A., Betekhtina, E. N., Kuznetsova, A.V., Trapeznikov, M. V.(2019). Spetsifika buddizma kak filosofii i religii [The specifics of Buddhism as philosophy and religion]. Colloquium-journal. No. 1 (25), pp. 55–58. (In Russian)

2. Metropolitan Hilarion (Alfeyev), proto. Oleg Korytko, prot. Valentin Vasechko (2016). History of Religions — Moscow: General Church Postgraduate and Doctoral Studies named after Holy Equal-to-the-Apostles Cyril and Methodius, 776 p. (In Russian)

3. Donner, S. E. (2010). Self or No Self: Views from Self Psychology and Buddhism in a Postmodern Context. Smith College Studies in Social Work. Vol. 80, iss. 2–3, pp. 215–227. doi.org/10.1080/00377317.2010.486361

4. Faure, B. (2009). Unmasking Buddhism. — Wiley-Blackwell, 168 p.

5. Lysenko, V. G. (2009). Buddhism. In: Indian Philosophy: An Encyclopedia. — Moscow: East. lit.; Academic Project; Gaudeamus, pp. 169–177. (In Russian)

6. Ulanov, M. S., Badmaev, V. N. (2023). Fenomen sotsial’no-vovlechennogo buddizma v sovremennom mire [The phenomenon of socially engaged Buddhism in the modern world]. Novye issledovaniia Tuvy [New studies of Tuva]. No. 3, pp. 138–150. (In Russian)

7. Ulanov, M. S. (2007) Buddhism in the face of global problems of the modern world [Buddizm pered litsom global’nykh problem sovremennogo mira]. Izvestiya vuzov. The North Caucasus region. Series: Social Sciences. No. 5, pp. 3–6. (In Russian)

8. Gorbachev, S. B. (2024). O nekotorykh aspektakh sovremennogo zapadnogo mifotvorchestva [On some aspects of modern Western myth-making]. Obshchestvo, pravo, gosudarstvennost’: retrospektiva i perspektiva [Society, law, statehood: a retrospective and perspective]. No. 3 (19), pp. 111–116. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 17.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 09.12.2024

В настоящее время существует три основные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Последняя по количеству последователей, но не по значимости, является одной из самых древних мировых религий. Буддизм возник в древней Индии между VI и IV веками до нашей эры. То есть, на сегодняшний день рассматриваемой религии около 2600 лет.

Стоит отметить, что до сих пор ведутся споры между многими исследователями о том, чем является буддизм: религией или философией, что и предопределяет основное отличие от иных мировых религий: «буддизм повествует не о божественном начале, а о духовном пробуждении» [1, с. 56]. То есть, другими словами, суть не в поклонении «высшему», а в собственном «просветлении» человека. Из этого можно сделать логический вывод, что в настоящий момент буддизм является одновременно и частью мировых религий, и частью философского учения.

Стоит уделить внимание терминологическому происхождению изучаемого понятия: само слово «буддизм» имеет европейского происхождение, которые впервые начинает употребляться в обществе как технический термин, обозначающий данную религию. Сами же последователи учения именуют его Дхармой, или Буддхадхармой, что в переводе с санскрита означает «Учение Будды» [2].

Рассмотрим особенности буддизма, которые отличают его от других мировых религий:

1. Суть доктрины, согласно «Четырем благородным истинам», заключается в том, чтобы преодолеть вызванные страстным желанием духовные страдания, преграждающие путь человека к нирване [3]. Т.е. иначе говоря, человеку необходимо полностью избавиться от мучений и влечений для обретения полной свободы, приводящей к перерождению личности;

2. В отличие от христианства, ислама и других религий, в буддизме нет всемогущего Бога-Творца, однако, стоит отметить, что последователи учения описывают Будду как «вечное, всезнающее и трансцендентное существо» [4];

Для Цитирования:
Ксения Николаевна Александрова, Илюза Ялиловна Бадертдинова, С. Б. Горбачев, Особенности буддизма. Феномен распространения буддизма в России и западных странах. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: