Молодые специалисты, попадая в трудовой коллектив, в новые и сложные для них жизненные условия, нуждаются в помощи и поддержке, в мероприятиях по социально-психологической адаптации. Успешная адаптация для молодого человека в современных условиях означает не только успешную профессиональную деятельность, но и разрешение некоторых личностных проблем, выработку позитивной жизненной ориентации, актуализацию собственных ресурсов для преодоления жизненных препятствий [1].
Профессиональная адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивноадаптирующими системами [2].
Адаптация — это постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. Смысл адаптационного периода для молодого специалиста состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным [3].
Цель адаптационного периода — помочь специалисту познакомиться с коллегами, новой рабочей ситуацией, правилами и порядками, утвержденными в данной медицинской организации.
Наставничество — одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения функциональных обязанностей.
Обучение молодого специалиста на новом рабочем месте является важным звеном развития персонала. Наставничество предусматривает решение сугубо профессионального круга задач, а именно: быстрое и качественное вхождение работника в коллектив; максимальное снижение процента текучки персонала в медицинской организации и «вымывания» наработанного опыта [4].
Особо актуальным вопрос наставничества становится в условиях приема на работу медицинского специалиста, ранее не знакомого с особенностями оказания стоматологической помощи. Это касается специалистов со средним медицинским образованием. Стоматология является достаточно узкопрофильной специальностью, и в Федеральном государственном образовательном стандарте нет требований по обучению специалиста по специальности «Сестринское дело в стоматологии» (особый акцент делается на изучение терапии, педиатрии, акушерства, хирургии). При подготовке среднего медицинского персонала отводится около 200 часов на изучение общих вопросов стоматологии. Но этого времени недостаточно. Поэтому молодой специалист, устраиваясь на работу в стоматологическую поликлинику, имеет общее представление о порядке оказания стоматологической помощи.