В настоящее время значительно возрастает значение таможенных услуг в развитии экономики. Среди стратегических направлений деятельности Федеральной таможенной службы на ближайшую перспективу важное место отведено повышению качества предоставления услуг таможенными органами, сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности и факторам, оказывающим влияние на качество таможенных услуг. Рассматривая качество таможенных услуг, следует учитывать, что таможенная система выполняет значимую функцию по охране государственных интересов, соответственно, выполняя фискальную и правоохранительную функцию обеспечивая экономическую безопасность страны [1].
Для наиболее полного понимания категории «таможенная услуга» и рассмотрения возможности применения когнитивного подхода к анализу данной категории необходимо рассмотреть само понятие услуги, сферы услуг, государственных услуг как часть этой системы.
Главной целью управления в системе таможенных органов является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности. На сегодняшний день управление таможенными услугами проводится путем традиционной модели управления. Эта модель рассматривает различные подходы и методы управления, а именно управление по целям, результатам, отклонениям, ситуационное управление. В этих подходах управление представляет собой некоторое воздействие на систему как часть среды, призванное скорректировать функционирование этой системы, определяемое начальными условиями, исходным состоянием и обменными процессами внутри системы и с внешней средой ради достижения определенной цели. В современных условиях интернализации и глобализации мировой экономики значительно увеличивается надобность повышения качества таможенных услуг, которые предоставляются таможенными органами (ТО). От их качества зависит не только срок прохождения таможенных процедур, но и величина финансовых издержек участников внешне экономической деятельности (ВЭД). Высокое качество таможенных услуг ускоряет и облегчает процессы таможенного оформления и таможенного контроля, уменьшая издержки участников ВЭД [2].