По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Основы регулирования региональной политики в отношении сельских территорий по типологии уровня их развития

А. Козлов д-р экон. наук, доцент, завотделом, ФГБНЦ ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства. Тел.: +7 (499)195-60-62, e-mail: avk.srct@vniiesh.ru
О. Яковлева канд. с.-х. наук, доцент, вед. науч. сотр., ФГБНЦ ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства. Тел.: +7 (499)195-60-62, e-mail: avk.srct@vniiesh.ru
В. Новиков д-р экон. наук, д-р соц. наук, профессор, гл. науч. сотр., отдел социального развития сельских территорий, ФГБНЦ ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства. Тел.: +7 (499)195-60-62, e-mail: avk.srct@vniiesh.ru

В настоящей статье авторами предлагаются концептуальные теоретико-методологические основы сравнительной оценки состояния и регулирования сельских территорий субъектов Российской Федерации, предложены оценочные критерии и показатели анализа уровня и динамики их социально-экономического развития.

Сегодня сложилась уникальная, принципиально новая социальноэкономическая ситуация на селе и в аграрной сфере, характеризующаяся ускоренным импортозамещением на внутреннем агропродовольственном рынке и его основных продуктовых сегментах, устойчивым ростом отраслей сельского хозяйства в рамках реализации отраслевых государственных программ.

Наша страна обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом для эффективного ведения сельского хозяйства:

  •  20 % мировых запасов пресной воды;
  •  52 % мировых черноземных почв;
  •  116 млн га пашни;
  •  9 % мировых объемов производства минеральных удобрений;
  •  1,5 га сельхозугодий на гражданина России, что в 3 раза больше среднемировых значений;
  •  365 тыс. единиц хранения генофонда растительных ресурсов (4-я коллекция в мире);
  •  557 природно-климатических зон.

Основная задача — рационально использовать имеющийся потенциал. Недаром Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации определяет сельское хозяйство как локомотив развития экономики. С тем, что без села невозможно развивать страну, сегодня уже никто не может поспорить.

На современном этапе развития производительных сил и общественных отношений сельскую местность следует рассматривать как сложную природно-хозяйственную территориальную систему, развитие которой определяется главным образом степенью зрелости внутрисистемных интеграционных связей природной, экономической, социальной среды и органов управления1 . Для нее характерно проявление следующих специфических качеств: целостность (единство целей, функций и структуры); автономность (стремление к большей упорядоченности); относительная устойчивость (сохранение и развитие внутренней структуры); двухмерность управления (выделение общих районных приоритетов, дифференциация экономических нормативов центра и экономических интересов хозяйствующих субъектов, местных инициатив населения).

Для Цитирования:
А. Козлов, О. Яковлева, В. Новиков, Основы регулирования региональной политики в отношении сельских территорий по типологии уровня их развития. Агробизнес: экономика - оборудование - технологии. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: