После преобразования энергетики, которое в основном произошло в связи с изменением экономической формации государства, возникло много новых проблем, в том числе и проблема эффективного использования гидроэнергетического потенциала ГЭС. Вопросы повышения эффективности работы ГЭС актуальны во многих странах мира.
При реформировании энергетики активы генерации объединились. Все ГЭС на основе активов входят в ОАО «Русгидро», где определяются основные принципы эксплуатации и методика решения гидроэнергетических задач. Однако ГЭС имеют множество индивидуальных особенностей, и поэтому многие задачи решаются независимо от «Русидро» — по собственным разработкам. Гидроэлектростанции приобрели статус генерирующих компаний (ГК) с полной хозяйственной самостоятельностью, и задача изменения методики оценки эффективного использования гидроресурсов приобрела большую актуальность.
Для ГЭС как предприятия с хозяйственной самостоятельностью имеется внутренняя коммерческая эффективность. Она связана с выработкой электроэнергии ГЭС. Выработка электроэнергии является товаром Эгэс, и его эффективность должна стремиться к максимуму Эгэс → max [1, 2].
Часть электроэнергии может использоваться в ЭЭС (региональной или объединенной), и это системная эффективность. Наиболее разумно оценивать ее по топливной эффективности [3]. Рассмотрим кратко содержание этих задач. Подробно они изложены в литературе по гидроэнергетики [1, 2].
В Таджикистане существует две изолированно функционирующих энергосистемы: СевероЮжная система, которую эксплуатирует и развивает ОАХК «Барки Точик», и Горно-Бадахшанская, где эксплуатацию гидроэнергетических мощностей осуществляет частная компания ОАО «Памир Энерджи».
Для первой могут применяться методики, разработанные для энергосистемы России. Для второй же характерны свои особенности: бассейн реки Гунд (площадь водосбора 1370 км2, длина 296 м) расположен на территории ГорноБадахшанской автономной области Республики Таджикистан, в горах Памира.