По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.39 DOI:10.33920/med-08-2010-05

Основы охраны здоровья в школе как предмет гигиенического обучения и формирования новой грамотности педагогов

Л. А. Денисов д-р мед. наук, профессор кафедры гигиены, эпидемиологии и инфекционных болезней, Академия последипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России; ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; е-mail: leoden51@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0768-7354
Е. В. Нехорошева канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва; е-mail: sjelene@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1243-4223

Анализ работы медицинского персонала детских поликлиник в школах определяет актуальность подготовки педагогического персонала по вопросам гигиенического воспитания и охраны здоровья детей. Это позволит обеспечить взаимодействие педагогов с медицинской службой, оказывающей первичную медицинскую помощь школьникам, по основным разделам профилактики школьных болезней. Лабораторией развития личности и здоровьесбережения Московского городского педагогического университета была разработана и внедрена программа дополнительного профессионального образования педагогических работников «Нормативно-правовые основы охраны здоровья детей в образовательных организациях». Целью настоящей работы стала оценка программы дополнительного профессионального образования ее слушателями для дальнейшего совершенствования системы профилактики школьных болезней. Оценка проводилась методом анкетирования. Всего в опросе участвовали 36 педагогов, прошедших обучение по программе. Результаты опроса показали актуальность данной программы, удовлетворенность ожиданий слушателей, а также выявили направления для дальнейшей работы по усовершенствованию дополнительного образования педагогических работников в этой области.

Литература:

1. Соломай Т. В. Оценка факторов, влияющих на здоровье с точки зрения системы управления рисками. Санитарный врач. 2012; 10: 69–72.

2. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Комплексный подход к гигиеническому воспитанию в дошкольных образовательных организациях. Санитарный врач. 2014; 12: 40–43.

3. Нехорошева Е. В., Денисов Л. А., Авраменко В. Г. Оценка готовности педагогического сообщества к командному взаимодействию в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Сборник материалов межрегиональной научнопрактической конференции «Здоровьеформирующая среда в современной школе». Москва: МГПУ, 2018: 34–42.

4. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Исследование субъективных предпосылок здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций. Санитарный врач. 2020; 2: 47–56.

5. Денисов Л. А. Краткий анализ практики нормоприменения субъектами профилактики неинфекционных заболеваний на примере г. Зеленограда. Санитарный врач. 2018; 9: 68–78.

6. Нехорошева Е. В. Инфраструктура просвещения по вопросам здоровья в парадигме устойчивого развития: проблемы и перспективы. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». 2020; 2 (24): 110–117.

7. Степанов С. Ю., Соболевская Т. А., Рябова И. В., Нежкина Н. Н., Нехорошева Е. В., Чистякова Ю. В. К разработке системы психолого-педагогических технологий повышения успеваемости школьников с проблемами здоровья. Современное образование. 2018; 3: 51–60.

1. Solomay T. V. Assessment of factors aff ecting health from the point of view of the risk management system. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2012; 10: 69–72. (in Russian)

2. Solomay T. V., Syrtsova M. A. A comprehensive approach to hygiene education in preschool educational organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2014; 12: 40–43. (in Russian)

3. Nekhorosheva E. V., Denisov L. A., Avramenko V. G. Assessment of the readiness of the pedagogical community to team interaction in preserving and strengthening the health of students. Sbornik materialov Mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Zdorov’eformirujushhaja sreda v sovremennoj shkole». Moscow: MSPU, 2018: 34–42. (in Russian)

4. Denisov L. A., Nekhorosheva E. V., Avramenko V. G. Research of subjective prerequisites for a healthy lifestyle in students of General education organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2020; 2: 47–56. (in Russian)

5. Denisov L. A. Brief analysis of the practice of norm application by subjects of prevention of non-communicable diseases on the example of Zelenograd. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2018; 9: 68–78. (in Russian)

6. Nekhorosheva E. V. Infrastructure of health education in the paradigm of sustainable development: problems and prospects. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Jekonomika». 2020; 2 (24): 110–117. (in Russian)

7. Stepanov S. Yu., Sobolevskaya T. A., Ryabova I. V., Nezhkina N. N., Nekhorosheva E. V., Chistyakova Yu. V. To develop a system of psychological and pedagogical technologies to improve the performance of schoolchildren with health problems. Sovremennoe obrazovanie. 2018; 3: 51–60. (in Russian)

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью разработки и внедрения современных подходов пропаганды здорового образа жизни детского населения в нашей стране [1], поскольку вопрос гигиенического воспитания данной группы населения представляет определенные трудности [2]. Дискуссия между медицинскими работниками и учителями ведется с давних пор: врачи, располагая богатыми медицинскими знаниями, статистикой заболеваемости, каждодневным контактом с различным больными, в силу ряда объективных и субъективных причин не в состоянии вести просветительскую работу в детских коллективах; педагоги, общаясь с определенным детским контингентом, при отсутствии специальных медицинских знаний, да и с отстранением их от воспитательной деятельности, не способны сегодня донести до детей всю полноту гигиенических знаний. Причем обе ответственные стороны действуют в этих вопросах обособленно. Как бы в стороне остаются родители, призванные по закону заботиться о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, а в условиях столичного мегаполиса и местные власти в лице муниципалитетов и префектур остаются незадействованными в решении этих вопросов [3]. В настоящее время вопросам сохранения здоровья (в том числе профилактики) уделяется огромное значение — реализуется национальный проект «Демография», который подкреплен федеральными проектами «Финансовая поддержка семей при рождении детей»; «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»; «Старшее поколение»; «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», сокращенное его название «У крепление общественного здоровья» и «Спорт — норма жизни». В то же время при реализации его на местном уровне возникают указанные выше проблемы.

Пандемия нового коронавируса еще больше оголила эту проблему, заставила население внимательно относиться к своему здоровью и здоровью своих родных и близких, тем самым повысив актуальность проблемы профилактики.

Для Цитирования:
Л. А. Денисов, Е. В. Нехорошева, Основы охраны здоровья в школе как предмет гигиенического обучения и формирования новой грамотности педагогов. Санитарный врач. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: