Учитель пения должен обладать тремя способностями, слушая своих учеников: он должен слышать их такими, какие они есть, должен слышать, какими они могут быть, и должен услышать, какими они должны стать.
Франческо Ламперти
Предлагая данное эссе, автор руководствуется намерением познакомить всех интересующихся вопросами вокальной педагогики с творческим обликом профессора Адена (учителя автора данной статьи) и его методами работы с начинающими певцами.
За 60 лет результативной педагогической деятельности Г.Г. Аден в различные годы (с 1929-го по 1989 год) преподавал в МГК им. П.И. Чайковского, в училище при МГК им. П.И. Чайковского, в ГИТИСе им. Луначарского, в училище и институте им. Гнесиных, а также в училище им. М.М. Ипполитова-Иванова. Таким образом, его педагогический опыт связан со всеми этапами профессионального музыкального образования: средним, где закладываются основы вокальной техники, высшим, где происходит дальнейшее развитие исполнительского мастерства, и с аспирантурой, где приобретаются педагогические знания и навыки, способствующие осмыслению полученного ранее опыта. В силу этого педагогическая деятельность профессора Г.Г. Адена представляет огромный интерес. Тем более что она подкреплена прекрасными результатами. Основные принципы метода Г.Г. Адена можно считать универсальными для разных вокальных направлений. Помимо известных академических певцов (А. Розум, К. Лисовский, А. Генералов, С. Яковенко, И. Джафаров, А. Сафиулин, Л. Кузнецов), у маэстро брали уроки звезды советской эстрады (Э. Горовец, О. Ухналев, В. Ободзинский, В. Мулерман, Л. Мондрус, В. Кахно и др.) [1].
Геннадий Геннадиевич родился в посаде Парфеньево Костромской губернии в купеческой семье (Аден — это артистическая фамилия Геннадия Геннадиевича, настоящая — Белоруков). Отец был городским головой и одновременно церковным старостой, поэтому уже с семи лет мальчик имел возможность петь в хоре. В 1910 году Г. Аден был принят в гимназию, где на его музыкальные способности обратил внимание руководитель светского хора Б.В. Пиллер и взял его в свой коллектив. В 1918 году, успешно окончив гимназию, Аден поступил работать в Губернскую (областную) драматическую студию в Костроме. Руководил студией сокурсник Вахтангова, ученик Станиславского Алексей Дмитриевич Попов (с 1950-х годов — профессор, заведующий кафедрой режиссуры ГИТИСа). Позже, с теплотой вспоминая то время, Г.Г. Аден говорил о том, что он научился понимать, что такое искусство, не бояться самой «грязной», трудной работы в искусстве.