Дата поступления рукописи в редакцию: 05.09.2025
Дата принятия рукописи в печать: 14.10.2025
Date of receipt of manuscript at the editorial office: 05.09.2025
Date of acceptance of the manuscript for publication: 14.10.2025
Современное здравоохранение характеризуется ростом требований к качеству медицинской помощи, ориентированной на пациента. При этом важнейшим компонентом профессиональной деятельности медицинского работника, особенно среднего звена, становится не только клиническая квалификация, но и способность к эффективному деловому взаимодействию. Согласно глобальному отчету ВОЗ (2023), 73% качества медицинской услуги определяется не техническими навыками персонала, а способностью выстраивать доверительные отношения с пациентом. Коммуникативная компетентность — необходимое условие, обеспечивающее не только соблюдение этических стандартов, но и общее повышение эффективности медицинской организации.
Средний медицинский персонал ежедневно взаимодействует с пациентами, коллегами, руководством и часто выступает посредником между врачом и больным. В условиях перегрузки системы здравоохранения, многофункциональности персонала и роста доли хронических пациентов деловое общение становится неотъемлемой частью профессиональной культуры.
Тем не менее, в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО), призванного актуализировать и совершенствовать квалификацию, вопросы развития коммуникативных навыков освещаются недостаточно. В большинстве программ отсутствует системный модуль по деловому общению, а его элементы интегрируются фрагментарно, без закрепления в учебных планах.
С учётом вышеизложенного становится очевидной необходимость институционализации модуля «Основы делового общения» в структуре программ повышения квалификации. Это соответствует тенденциям международных образовательных систем и требованиям к профессиональному стандарту среднего медицинского работника в Российской Федерации.