По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.378.1 DOI:10.33920/med-10-2511-07

Основы делового общения как обязательный элемент (модуль) в программах дополнительного профессионального образования среднего медицинского персонала

Новожилов Алексей Викторович канд. мед. наук, советник по международным вопросам, ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, доцент кафедры среднего профессионального образования, г. Москва, novozhilov.a.v@yandex.ru, http://orcid.org/0000‑0003‑1345‑1284
Кизлик Ольга Олеговна и.о. заведующего кафедрой среднего профессионального образования, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Москва, kizlikolga@mail.ru, http://orcid.org/0009‑0009‑8511‑5432
Бочарова Мария Владимировна заместитель руководителя Центра среднего профессионального образования, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, старший преподаватель кафедры среднего профессионального образования, г. Москва, mvbocharova@inbox.ru, http://orcid.org/0009‑0004‑2053‑0567
Максимов Максим Леонидович д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой фармации, общей фармакологии и фармацевтического консультирования, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, заведующий кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии КГМА — филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры среднего профессионального образования, декан факультета профилактической медицины и организации здравоохранения, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Москва, maksim_maksimov@mail.ru, http://orcid.org/0000‑0002‑8979‑8084

В статье рассматривается значимость основ делового общения в системе дополнительного профессионального образования среднего медицинского персонала. Обосновывается необходимость включения соответствующего модуля в образовательные программы повышения квалификации. Приводится анализ существующих подходов и выявляются ключевые барьеры интеграции. Предлагаются пути реализации на практике. Сделан вывод о системной роли коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке медицинских работников.

Литература:

1. WHO Framework on Integrated People-Centred Health Services. Geneva: World Health Organization, 2016.

2. Трушкин В. И., Самсонова М. В. Коммуникативные компетенции медицинского персонала как фактор повышения качества медицинской помощи // Вестник новых медицинских технологий. — 2021. — №3. — С. 74‑79.

3. Zolnierek K. B. H., DiMatteo M.R. Physician communication and patient adherence to treatment: a meta-analysis // Medical Care. — 2009. — Vol. 47, №8. — P. 826‑834.

4. Ермакова Т. В. Формирование коммуникативной компетенции среднего медперсонала: опыт и перспективы // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2022. — №4. — С. 33‑38.

5. Калинина Н.А. Коммуникационные барьеры в работе среднего медицинского персонала: анализ и решения // Сестринское дело. — 2020. — №5. — С. 21‑25.

6. Приказ Минтруда России от 10.05.2022 №313н «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра»».

7. Canadian Nurses Association. Communicating Effectively. — Ottawa: CNA, 2020.

8. Harden R.M. AMEE Guide No. 20: The good teacher is more than a lecturer — the twelve roles of the teacher // Medical Teacher. — 2000. — Vol. 22, №4. — P. 334‑347.

9. Мельникова Е.Г. Коммуникативные трудности среднего медицинского персонала в условиях профессионального стресса // Психология и медицина. — 2021. — №2. — С. 48‑53.

10. Frank J.R., Snell L., Ten Cate O., et al. Competency-based medical education: theory to practice // Medical Teacher. — 2010. — Vol. 32, №8. — P. 638‑645.

11. Kelm Z., Womer J., Walter J. K., Feudtner C. Interventions to improve communication in serious illness: a narrative review // JAMA Pediatrics. — 2016. — Vol. 170, № 12. — P. 1211‑1220.

12. Ширшова Е.А., Орлова Н. Б. Практика тренингов по развитию профессионального общения в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2021. — №2. — С. 44‑50.

13. Литвинова И. В. Цифровые инструменты в обучении медицинскому общению: опыт внедрения и результаты // Современные проблемы науки и образования. — 2023. — №1. — С. 117‑123.

1. WHO Framework on Integrated People-Centred Health Services. Geneva: World Health Organization, 2016.

2. Trushkin V.I., Samsonova M.V. Kommunikativnye kompetentsii meditsinskogo personala kak faktor povysheniia kachestva meditsinskoi pomoshchi [Communicative competencies of medical personnel as a factor in improving the quality of medical care] // Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii [Bulletin of New Medical Technologies]. — 2021. — No. 3. — P. 74‑79. (In Russ.)

3. Zolnierek K. B. H., DiMatteo M.R. Physician communication and patient adherence to treatment: a meta-analysis // Medical Care. — 2009. — Vol. 47, №8. — P. 826‑834.

4. Ermakova T.V. Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii srednego medpersonala: opyt i perspektivy [Formation of communicative competence of mid-level medical personnel: experience and prospects] // Meditsinskoe obrazovanie i professionalnoe razvitie [Medical Education and Professional Development]. — 2022. — No. 4. — P. 33‑38. (In Russ.)

5. Kalinina N.A. Kommunikatsionnye bariery v rabote srednego meditsinskogo personala: analiz i resheniia [Communication barriers in the work of mid-level medical personnel: analysis and solutions] // Sestrinskoe delo [Nursing]. — 2020. — №5. — P. 21‑25. (In Russ.)

6. Order of the Ministry of Labor of Russia dated May 10, 2022 No. 313n «On approval of the professional standard «Nurse»”. (In Russ.)

7. Canadian Nurses Association. Communicating Effectively. — Ottawa: CNA, 2020.

8. Harden R.M. AMEE Guide No. 20: The good teacher is more than a lecturer — the twelve roles of the teacher // Medical Teacher. — 2000. — Vol. 22, №4. — P. 334‑347.

9. Melnikova E.G. Kommunikativnye trudnosti srednego meditsinskogo personala v usloviiakh professionalnogo stressa [Communicative difficulties of mid-level medical personnel under professional stress] // Psikhologiia i meditsina [Psychology and Medicine]. — 2021. — No. 2. — P. 48‑53. (In Russ.)

10. Frank J.R., Snell L., Ten Cate O., et al. Competency-based medical education: theory to practice // Medical Teacher. — 2010. — Vol. 32, №8. — P. 638‑645.

11. Kelm Z., Womer J., Walter J. K., Feudtner C. Interventions to improve communication in serious illness: a narrative review // JAMA Pediatrics. — 2016. — Vol. 170, №12. — P. 1211‑1220.

12. Shirshova E.A., Orlova N. B. Praktika treningov po razvitiiu professionalnogo obshcheniia v meditsinskom obrazovanii [Practice of trainings for the development of professional communication in medical education] // Meditsinskoe obrazovanie i professionalnoe razvitie [Medical Education and Professional Development]. — 2021. — No. 2. — P. 44‑50. (In Russ.)

13. Litvinova I.V. Tsifrovye instrumenty v obuchenii meditsinskomu obshcheniiu: opyt vnedreniia i rezultaty [Digital tools in teaching medical communication: implementation experience and results] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. — 2023. — No. 1. — P. 117‑123. (In Russ.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.09.2025

Дата принятия рукописи в печать: 14.10.2025

Date of receipt of manuscript at the editorial office: 05.09.2025

Date of acceptance of the manuscript for publication: 14.10.2025

Современное здравоохранение характеризуется ростом требований к качеству медицинской помощи, ориентированной на пациента. При этом важнейшим компонентом профессиональной деятельности медицинского работника, особенно среднего звена, становится не только клиническая квалификация, но и способность к эффективному деловому взаимодействию. Согласно глобальному отчету ВОЗ (2023), 73% качества медицинской услуги определяется не техническими навыками персонала, а способностью выстраивать доверительные отношения с пациентом. Коммуникативная компетентность — необходимое условие, обеспечивающее не только соблюдение этических стандартов, но и общее повышение эффективности медицинской организации.

Средний медицинский персонал ежедневно взаимодействует с пациентами, коллегами, руководством и часто выступает посредником между врачом и больным. В условиях перегрузки системы здравоохранения, многофункциональности персонала и роста доли хронических пациентов деловое общение становится неотъемлемой частью профессиональной культуры.

Тем не менее, в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО), призванного актуализировать и совершенствовать квалификацию, вопросы развития коммуникативных навыков освещаются недостаточно. В большинстве программ отсутствует системный модуль по деловому общению, а его элементы интегрируются фрагментарно, без закрепления в учебных планах.

С учётом вышеизложенного становится очевидной необходимость институционализации модуля «Основы делового общения» в структуре программ повышения квалификации. Это соответствует тенденциям международных образовательных систем и требованиям к профессиональному стандарту среднего медицинского работника в Российской Федерации.

Для Цитирования:
Новожилов Алексей Викторович, Кизлик Ольга Олеговна, Бочарова Мария Владимировна, Максимов Максим Леонидович, Основы делового общения как обязательный элемент (модуль) в программах дополнительного профессионального образования среднего медицинского персонала. Справочник врача общей практики. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: