По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/nik-02-2312-04

Основные задачи подготовки бухгалтеров и аудиторов в эпоху цифровой экономики

Мелехина Татьяна Игнатьевна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, ifpi@mosgu.ru
Седова Елена Ивановна кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного и финансового менеджмента, Российский государственный геологоразведочный университет имени С. Орджоникидзе, 117997, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 23, office@mgri.ru

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся развития профессии бухгалтера в условиях цифровой экономики, связанных с появлением новых профессиональных компетенций, а также трансформации профессии бухгалтер в новых «цифровых» условиях. Автор рассматривает те функциональные особенности бухгалтера, которые связаны с изменившимися форматами работы, уделяет внимание психологическим качествам личности, которые необходимо сформировать при подготовке специалистов подобной профессиональной направленности.

Литература:

1. Дюкина, Т.О. Подготовка финансистов и бухгалтеров в системе высшего образования в России: тенденции, факторы развития и перспективы Бухгалтерский учет в XXI веке: монография / под ред. Ю.Н. Гузова. В.В. Ковалева, О.Л. Маргания. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — 264 c.

2. Соболева, Г.В., Вейнер, И.Н., Терентьева, Т.О. Бухгалтерское образование в двадцать первом веке Бухгалтерский учет в XXI веке: монография / под ред. Ю.Н. Гузова. В.В. Ковалева, О.Л. Маргания. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — 264 с.

3. Послание Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. б/н [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 (дата обращения 18.08.2023)/

4. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» (вместе с «Правилами разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы “Цифровая экономика Российской Федерации”») «Собрание законодательства РФ», 04.09.2017, № 36, ст. 5450

5. Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2019 № 54154) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.03.2022).

6. Соболева, Г.В., Вейнер, И.Н., Терентьева, Т.О. Влияние цифровизации экономики на состояние рынка труда учетных специальностей: российский опыт Бухгалтерский учет в XXI веке: монография / под ред. Ю.Н. Гузова. В.В. Ковалева, О.Л. Маргания. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — 155 с.

7. Стиглиц, Дж. Великое разделение. Неравенство в обществе, или что делать оставшимся 99% населения? — М.: Эксмо, 2016. — 475 с.

8. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50, ст. 7344.

9. Цивенко М.Ю. Трансформации профессии бухгалтера в условиях развития «цифровой экономики» // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 100–102.

1. Dyukina, T.O. Podgotovka finansistov i bukhgalterov v sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii: tendentsii, faktory razvitiya i perspektivy Bukhgalterskiy uchet v XXI veke: monografiya / pod red. YU.N. Guzova. V.V. Kovaleva, O.L. Marganiya. — SPb.: Skifiya-print, 2021. — 264 c.

2. Soboleva, G.V., Veyner, I.N., Terent'yeva, T.O. Bukhgalterskoye obrazovaniye v dvadtsat' pervom veke Bukhgalterskiy uchet v XXI veke: monografiya / pod red. YU.N. Guzova. V.V. Kovaleva, O.L. Marganiya. — SPb.: Skifiya-print, 2021. — 264 s.

3. Poslaniye Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 01.12.2016 g. b/n [Elektronnyy resurs] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 (data obrashcheniya 18.08.2023)/

4. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.08.2017 № 1030 «O sisteme upravleniya realizatsiyey programmy “Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii”» (vmeste s «Pravilami razrabotki, monitoringa i kontrolya vypolneniya planov meropriyatiy po realizatsii programmy “Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii”») «Sobraniye zakonodatel'stva RF», 04.09.2017, № 36, st. 5450

5. Prikaz Mintruda Rossii ot 21.02.2019 № 103n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta “Bukhgalter”» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.03.2019 № 54154) // Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Elektronnyy resurs] URL: http://www. pravo.gov.ru (data obrashcheniya 26.03.2022).

6. Soboleva, G.V., Veyner, I.N., Terent'yeva, T.O. Vliyaniye tsifrovizatsii ekonomiki na sostoyaniye rynka truda uchetnykh spetsial'nostey: rossiyskiy opyt Bukhgalterskiy uchet v XXI veke: monografiya / pod red. YU.N. Guzova. V.V. Kovaleva, O.L. Marganiya. — SPb.: Skifiya-print, 2021. — 155 s.

7. Stiglits, Dzh. Velikoye razdeleniye. Neravenstvo v obshchestve, ili chto delat' ostavshimsya 99% naseleniya? — M.: Eksmo, 2016. — 475 s.

8. Federal'nyy zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ (red. ot 30.12.2021) «O bukhgalterskom uchete» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) «Sobraniye zakonodatel'stva RF», 12.12.2011, № 50, st. 7344.

9. Tsivenko M.YU. Transformatsii professii bukhgaltera v usloviyakh razvitiya «tsifrovoy ekonomiki» // Molodoy uchenyy. — 2017. — №48. — S. 100–102.

В последние годы особый интерес вызывает цифровая экономика и придавшие ей в последнее десятилетие небывалое ускорение информационно-коммуникационные технологии. «Наиболее крупными новациями цифровой экономики являются: формирование искусственного интеллекта и робототехника, криптовалюты, «умная фабрика», «умный город», «умные вещи», технология блокчейн и т.д. [1, c. 8].

Президент России в послании Федеральному собранию в 2016 году «… предложил запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения — цифровой экономики», подчеркнул, что «для ее реализации необходимо опираться на российские компании, научно-исследовательские и инжиниринговые центры страны. Этот вопрос относится к вопросу национальной безопасности, технологической независимости России, и в конечном итоге нашего общего будущего…» [3].

Для реализации поставленной задачи Правительством России [4], была разработана и в июле 2017 г. утверждена Программа развития цифровой экономики до 2024 года, в которой определены пять базовых направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Известный Ленинский тезис «кадры решают все» становится весьма актуальным, «поскольку происходит переориентация индустриально ресурсно- ориентированной экономики одного процента на высокотехнологичную экономику, ориентированную на человека. [7, c. 127]. Использование цифровых технологий в производстве и общественной жизни может быть достигнуто только путем подготовки современных высококвалифицированных кадров для всей системы управления государством. Цифровые технологии предоставляют возможность работникам приобретать новые знания и навыки методом дистанционного электронного обучения, как с целью повышения квалификации, так и освоения новых профессий.

Огромное преимущество цифровых технологий заключается в том, что они дают возможность работы и обучения в удаленном режиме (onlain). Как уже отмечалось, для успешной реализации программы «цифровой экономики» необходимо, чтобы процесс обучения и переподготовки кадров во всех отраслях народного хозяйства, отвечал требованиям цифровой эпохи. По данным Госкомстата РФ, доля сотрудников, функции которых непосредственно связаны с разработкой и применением цифровых инструментов, составляет около 2% от общей численности занятого населения России и уступает ведущим странам по уровню занятости в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, в которых этот показатель оценивается на уровне 5,5%.

Для Цитирования:
Мелехина Татьяна Игнатьевна, Седова Елена Ивановна, Основные задачи подготовки бухгалтеров и аудиторов в эпоху цифровой экономики. Ученый совет. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: