По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Основные вызовы современным образовательным практикам

Хангельдиева Ирина Георгиевна профессор кафедры истории и философии образования педагогического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации и Международной академии высшей школы, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: ikh2006@yandex.ru

Основные вызовы современному образованию начались с ускорения постиндустриализма во второй половине ХХ века. Ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера науки и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам. В статье показано, что важнейшую часть социальной структуры современного общества составляют две молодежные группы — их называют поколениями Y и Z, или миллениалами (те, кто рожден в период 1985–2000 годов) и центениалами (рожденные в период 1990– 2010 годов). Автор доказывает, что эти две группы различным образом воспринимают информацию, а значит, и их обучение должно опираться на различные принципы и константы.

Литература:

1. Адизес И. Лучшее. Пища для размышлений. Об изменениях и лидерстве, о... — М.: Эксмо, 2017. — 144 с.

2. Асмолов А.Г. Конкурс пророков: ставка на мотивацию роста и поведенческую экономику // Economy Times. — 11 ноября 2017 года.

3. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Педагогика. — 2017. — № 4. — С. 3–26.

4. Брабандер Л. Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций. — М.: Претекст, 2008.

5. Нордстрем Кьелл А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 219 с.

6. Пригожин И. Философия нестабильности / Пер. с англ. Я.И. Свирского // Вопросы философии. — 1991. — № 6 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 02.10.2006. — URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/875.

7. Роджерс Ф. Путь успеха: как работает компания IBM. — http://modernlib.ru/ books/rodzhers_f/put_uspeha_kak_rabotaet_korporaciya_ibm/read/.

8. Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. — М.: Азбука-Аттикус, 2016. — 736 с.

9. Тоффлер Э. Футорошок / Пер. с англ. — СПб.: Лань, 1997. — 464 с.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Эксмо, 2007.

Образование — лекарство от «болезни перемен».

Э. Тоффлер

Известно, что современное общество — постиндустриальное или информационное — обладает рядом объективных характеристик. Д. Белл как один из основоположников теории постиндустриализма в своей книге «The Coming of Post'Industrial Society» разделил развитие человечества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия фокусировалась вокруг аграрной деятельности, вторая — вокруг промышленной, третья — преимущественно вокруг услуг, в том числе и информационных. Книга «Грядущее постиндустриальное общество» была высоко оценена не только современниками ее автора, но и представителями последующих поколений. «Это одна из самых плодовитых работ за последние 50 лет… и за следующие 50 лет», — писал в одной из статей представитель уже сетевого общества М. Кастальс. Сам автор о своей книге писал, что она посвящена социальному прогнозированию. Успех Д. Белла очевиден, так как постиндустриальное общество стало реальностью, а ключевые тенденции и особенности его развития, о которых было заявлено впервые, практически в полном объеме воплотились в жизнь. В 1980-х годах концепция постиндустриального общества получает развитие в теории информационного общества (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации.

Еще одной знаковой работой, связанной с осмыслением развития эпохи постиндустриализма, принято считать работу Э. Тоффлера «Футорошок», в которой было заявлено о ряде вызовов обществу последней трети ХХ века. Самыми главными из них автор считал конец постоянства, эскалацию ускорения, конфликт между скоростью протекания биологических, психических и социальных процессов.

На период развития постиндустриального общества пришлось сразу несколько кардинальных научно-технических преобразований: информационная и цифровая революции. Именно в это время происходило превращение науки в непосредственную производительную силу, о чем свидетельствует развитие уникальных информационных и цифровых технологий. Развитие нового типа общества, в котором информация стала системообразующим элементом, потребовало высокого профессионализма и приоритета качества над количеством в образовательной среде. В развитии экономики произошли беспрецедентный рост доли услуг в ВВП развитых стран и их персонификация. Динамика социальных процессов значительно возросла, особенно это коснулось миграционных процессов. Рост влияния информационных и цифровых технологий привел к непредсказуемости рынка труда и широкой информатизации повседневности (мобильная связь, Интернет, социальные медиа, сетевое общество, дополненная реальность, искусственный интеллект…).

Для Цитирования:
Хангельдиева Ирина Георгиевна, Основные вызовы современным образовательным практикам. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: