Известно, что современное общество — постиндустриальное или информационное — обладает рядом объективных характеристик. Д. Белл как один из основоположников теории постиндустриализма в своей книге «The Coming of Post'Industrial Society» разделил развитие человечества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия фокусировалась вокруг аграрной деятельности, вторая — вокруг промышленной, третья — преимущественно вокруг услуг, в том числе и информационных. Книга «Грядущее постиндустриальное общество» была высоко оценена не только современниками ее автора, но и представителями последующих поколений. «Это одна из самых плодовитых работ за последние 50 лет… и за следующие 50 лет», — писал в одной из статей представитель уже сетевого общества М. Кастальс. Сам автор о своей книге писал, что она посвящена социальному прогнозированию. Успех Д. Белла очевиден, так как постиндустриальное общество стало реальностью, а ключевые тенденции и особенности его развития, о которых было заявлено впервые, практически в полном объеме воплотились в жизнь. В 1980-х годах концепция постиндустриального общества получает развитие в теории информационного общества (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации.
Еще одной знаковой работой, связанной с осмыслением развития эпохи постиндустриализма, принято считать работу Э. Тоффлера «Футорошок», в которой было заявлено о ряде вызовов обществу последней трети ХХ века. Самыми главными из них автор считал конец постоянства, эскалацию ускорения, конфликт между скоростью протекания биологических, психических и социальных процессов.
На период развития постиндустриального общества пришлось сразу несколько кардинальных научно-технических преобразований: информационная и цифровая революции. Именно в это время происходило превращение науки в непосредственную производительную силу, о чем свидетельствует развитие уникальных информационных и цифровых технологий. Развитие нового типа общества, в котором информация стала системообразующим элементом, потребовало высокого профессионализма и приоритета качества над количеством в образовательной среде. В развитии экономики произошли беспрецедентный рост доли услуг в ВВП развитых стран и их персонификация. Динамика социальных процессов значительно возросла, особенно это коснулось миграционных процессов. Рост влияния информационных и цифровых технологий привел к непредсказуемости рынка труда и широкой информатизации повседневности (мобильная связь, Интернет, социальные медиа, сетевое общество, дополненная реальность, искусственный интеллект…).