Актуальность развития и использования подходов к решению научно-практических задач в условиях рыночной экономики обусловлена радикальными изменениями в способах управления организациями, экономической целесообразностью формирования и реализации программ эффективного использования возможностей работника в процессе труда [1].
По определению А. Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы [4]. Из определения следует, что работник, во-первых, должен иметь определенный запас ресурсов, позволяющих ему осуществлять умственные или физические усилия, и, во-вторых, испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Относительно первого положения основными ресурсами человека, позволяющими ему быть работником, являются: энергетические ресурсы; динамические возможности; профессиональное мастерство; интеллектуальный потенциал.
Значимость энергетических ресурсов человека определяется тем, что экономика производственных отношений в своей основе имеет энергию. Результативность труда физически более подготовленного работника на 20% выше, чем у среднестатистического.
Динамические возможности человека как работника определяются в том числе способностью:
— быстро переходить от разговора к работе;
— быстро выходить на оптимальный режим работы;
— при необходимости восходить на пик возможностей и быстро восстанавливать силы;
— оперировать фактором времени.
На динамические возможности значительное влияние оказывает состояние внешней и внутренней среды.
Интеллектуальный потенциал характеризуется способностью человека воспринимать и творчески использовать в производственной деятельности разнообразную информацию [3, с. 145–154]. Возможность развития интеллектуального потенциала заключается в использовании технологий, позволяющих механизировать/автоматизировать «ручной» интеллектуальный труд.