На территории Российской Федерации на сегодняшний день насчитывается более 65 тыс. гидротехнических сооружений, в том числе около 30 тыс. напорных, и все они находятся на территории и под контролем муниципальных образований.
Понятие «гидротехнические сооружения» закреплено в федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В соответствии с законом «к гидротехническим сооружениям относят плотины, туннели, каналы, насосные станции, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов 151 на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”».
Гидротехнические сооружения являются объектом повышенной опасности, а потому Минприроды уделяет особое внимание вопросу управления данными объектами органами муниципального управления. Последние, являясь собственниками данного имущества, должны быть знакомы и четко соблюдать правила их обслуживания и эксплуатации.
Гидротехнические сооружения (ГТС) разделяются по классам опасности:
• 1 класс — чрезвычайно высокой опасности;
• 2 класс — высокой опасности;
• 3 класс — средней опасности;
• 4 класс — низкой опасности.
Для безопасной эксплуатации ГТС необходимо регулярное техническое обслуживание объектов — производить осмотр, ремонт, замену оборудования. Кроме того, следует регулярно оценивать риски выхода оборудования из строя, страховать ответственность. Одна из ключевых проблем в данном вопросе — отсутствие в администрациях муниципальных образований квалифицированных специалистов, способных осуществлять контроль и надзор за техническим состоянием гидротехнических сооружений.