По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Основные проблемы собираемости налогов в региональных бюджетах и пути их решения

Роман Аркадьевич Невзоров кандидат экономических наук, г. Санкт-Петербург

Для того чтобы отдельные регионы и страна в целом активно развивались, важно уделять внимание развитию и модернизации налоговой системы. В данной статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны введения налога на профессиональный доход, рассмотрена проблема неофициального трудоустройства и сокрытия заработных плат работодателями. Также предложены пути решения данных проблем в регионах.

Литература:

1. Законодательные исследования. Выпуск 12 / Секретариат Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. — Уфа: Мир печати, 2016. — 240 с.

2. Швецов Ю. Г. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации//Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. — 2016. — № 4 (180).

Налоговая политика в регионах — один из основных инструментов регулирования экономического развития страны.

По сегодняшний день существуют проблемы, связанные с поступлением налогов в бюджет. Это несвоевременная уплата налогов, теневая экономика, сокрытие реальной заработной платы работников. В последнее время к этим причинам добавился еще новый вид налога — налог на профессиональный доход (для самозанятых граждан), который, с одной стороны, позволяет легализовать неофициальную деятельность, а с другой — приводит к сокрытию дохода.

Региональная система налогообложения требует пересмотра и изменения. Грамотно проведенная модернизация позволит увеличить поступление налогов в региональный бюджет, а значит, и в бюджет государства.

Основной поток поступления денежных средств в бюджет в каждом регионе обеспечивают крупные налогоплательщики. Финансовая грамотность и ответственность представителей малого и среднего бизнеса на сегодняшний день очень низка. То же касается и самозанятых граждан, а также граждан, занимающихся нелегальной деятельностью, не зарегистрированных в налоговом органе. Такие граждане получают доходы, с которых не оплачивают налоги в бюджет. При этом они не перестают пользоваться государственными и социальными услугами, обеспечение которых не финансируют. Поэтому одна из главных задач региональных органов самоуправления — обеспечить легализацию теневого бизнеса и привлечь граждан, не зарегистрированных в налоговых органах, к уплате налогов.

Налог на профессиональный доход был введен в качестве экспериментального в 2019 году в трех регионах России, а с 1 июля 2020 года субъектам РФ, не участвующим в эксперименте, было предоставлено право ввести данный налоговый режим и на своей территории.

На сегодняшний день налоговый режим действует во всех субъектах Российской Федерации, количество самозанятых, зарегистрировавшихся по всей России, достигло 1,7 млн человек, принесших в бюджет уже 3,5 млрд рублей.

С одной стороны, налог на профессиональный доход — эффективный способ легализации деятельности и, как следствие, — инструмент стимулирования оплаты налогов. Регистрация в качестве самозанятого проста и не требует даже посещения налоговой. Самозанятый гражданин не обязан отчитываться в налоговую, подавать декларации о доходах. Для него действует упрощенная схема уплаты налогов и сниженные налоговые ставки — 4 % за оказание услуг физическому лицу, 6 % — юридическому. Такие выгодные условия позволили частично легализовать деятельность не зарегистрированных в налоговой граждан.

Для Цитирования:
Роман Аркадьевич Невзоров, Основные проблемы собираемости налогов в региональных бюджетах и пути их решения. Глава местной администрации. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: