По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.02 DOI:10.33920/VNE-03-2107-04

Основные проблемы и перспективы развития перевозок по Северному морскому пути

Пустохина Ирина Валерьевна канд. экон. наук, доцент кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Баканова Елена Антоновна студент факультета маркетинга, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Осокина Дарья Вячеславовна студент факультета маркетинга, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются основные особенности развития Северного морского пути. Анализируется влияние температуры, и выделяются три прогноза климата. Авторы отмечают основные проблемы и предлагают решения этих проблем. Также в статье обсуждаются пути развития Северного морского пути и создание Северного морского транспортного коридора.

Литература:

1. Анисимов О.А., Белолуцкая М.А., Григорьев М.Н. и др. Оценочный отчет GreenPeace «Основные природные и социально-экономические последствия изменения климата в районах распространения многолетнемерзлых пород: прогноз на основе синтеза наблюдений и моделирования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/295525767_Osnovnye_prirodnye_i_ socialno-ekonomiceskie_posledstvia_izmenenia_klimata_v_rajonah_rasprostranenia_mnogoletnemerzlyh_ porod_prognoz_na_osnove_sinteza_nabludenij_i_modelirovania (дата обращения: 19.04.2021).

2. Завьялова Н.Б., Завьялов Д.В., Сагинова О.В. Методологические аспекты управления устойчивым развитием предприятий в сфере товарного обращения // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — Т. 11, № 2. — С. 251–266.

3. Зеленков М.Ю. Транспортно-логистическая система Северного морского пути: перспективы, проблемы и пути их решения // Арктика: экология и экономика. — 2019. — № 4 (36).

4. Объем грузоперевозок по Севморпути увеличился на 56,7% в 2019 году // ТАСС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7816947 (дата обращения: 19.04.2021).

5. Объем перевозок по СМП в 2018 г. увеличился в 2 раза // Neftegaz.RU [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/194483-obem-perevozok-po-smp-v-2018-guvelichilsya-v-2-raza/ (дата обращения: 19.04.2021).

6. Пустохин Д.А., Кулешов И.А. Современные технологии и методы совершенствования бизнес-процессов // Сила систем. — 2020. — № 1 (14). — С. 38–43.

7. Пустохин Д.А., Пустохина И.В. Технологии форсайта в развитии логистических систем // Транспортное дело России. — 2020. — № 2. — С. 130–132.

8. РИА «Новости». Инфографика «Cеверный морской путь» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20170905/1501705309.html (дата обращения: 19.04.2021).

9. Сагинов Ю.Л., Строганов И.А. Глобальные цепочки стоимости и вопросы экономического развития // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19, № 4. — С. 1229–1238.

10. Северный морской путь: перспективы и неопределенности развития // PWC [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/severnyy-morskoy-put.html (дата обращения: 19.04.2021).

11. Селин В.С., Павлов К.В. Тенденции развития грузопотоков Северного морского пути и проблемы их регулирования // Региональная экономика: теория и практика, 2015.

12. Шарова И.В. Формирование устойчивых цепей поставок в условиях глобальных кризисов // В книге: Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития: сб. тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в 2 томах. 2020. С. 174–177.

13. Шмелькова Т.Р., Слепенкова Е.В. Логистическая инфраструктура в регионах центральной России: влияние на региональное развитие, проблемы и перспективы // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2020. — № 2 (32). — С. 92–98.

14. Fitch ratings [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fitchratings.com/ (дата обращения: 19.04.2021).

1. Anisimov O.A., Belolutskaia M.A., Grigoriev M.N. et al. Otsenochnyi otchet GreenPeace «Osnovnye prirodnye i sotsialno-ekonomicheskie posledstviia izmeneniia klimata v raionakh rasprostraneniia mnogoletnemerzlykh porod: prognoz na osnove sinteza nabliudenii i modelirovaniia» [Green Peace assessment report «The main natural and socio-economic consequences of climate change in the areas of permafrost: a forecast based on the synthesis of observations and modeling»] [Electronic resource]. — Access mode: https://www. researchgate.net/publication/295525767_Osnovnye_prirodnye_i_socialno-ekonomiceskie_posledstvia_ izmenenia_klimata_v_rajonah_rasprostranenia_mnogoletnemerzlyh_porodna_prognoove. (In Russ.)

2. Zavialova N.B., Zavialov D.V., Saginova O.V. Metodologicheskie aspekty upravleniia ustoichivym razvitiem predpriiatii v sfere tovarnogo obrashcheniia [Methodological aspects of managing sustainable development of enterprises in the field of commodity circulation] // Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo [Economics, Entrepreneurship and Law]. — 2021. — Vol. 11, No. 2. — P. 251–266. (In Russ.)

3. Zelenkov M.Iu. Transportno-logisticheskaia sistema Severnogo morskogo puti: perspektivy, problemy i puti ikh resheniia [Transport and logistics system of the Northern Sea Route: prospects, problems and solutions] // Arktika: ekologiia i ekonomika [Arctic: ecology and economics]. — 2019. — No. 4 (36). (In Russ.)

4. Obiem gruzoperevozok po Sevmorputi uvelichilsia na 56,7% v 2019 godu [The volume of cargo transportation along the Northern Sea Route increased by 56.7% in 2019] // TASS [Electronic resource]. — Access mode: https://tass.ru/ekonomika/7816947 (date of access: 19.04.2021). (In Russ.)

5. Obiem perevozok po SMP v 2018 g. uvelichilsia v 2 raza [The volume of traffic on the NSR in 2018 increased by 2 times] // Neftegaz.RU [Electronic resource]. — Access mode: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/194483-obem-perevozok-po-smp-v-2018-g-uvelichilsya-v-2-raza/ (date of access: 19.04.2021). (In Russ.)

6. Pustokhin D.A., Kuleshov I.A. Sovremennye tekhnologii i metody sovershenstvovaniia biznes-protsessov [Modern technologies and methods for improving business processes] // Sila sistem [Power of systems]. — 2020. — No. 1 (14). — P. 38–43. (In Russ.)

7. Pustokhin D.A., Pustokhin I.V. Tekhnologii forsaita v razvitii logisticheskikh sistem [Foresight technologies in the development of logistics systems] // Transportnoe delo Rossii [Transport business of Russia]. — 2020. — No. 2. — P. 130–132. (In Russ.)

8. RIA «Novosti». Infografika «Severnyi morskoi put» [RIA Novosti. Infographics «Northern Sea Route»] [Electronic resource]. — Access mode: https://ria.ru/20170905/1501705309.html (date of access: 19.04.2021). (In Russ.)

9. Saginov Iu.L., Stroganov I.A. Globalnye tsepochki stoimosti i voprosy ekonomicheskogo razvitiia [Global value chains and economic development issues] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. — 2018. — Vol. 19, No. 4. — P. 1229–1238. (In Russ.)

10. Severnyi morskoi put: perspektivy i neopredelennosti razvitiia [Northern Sea Route: Prospects and Uncertainties of Development] // PWC [Electronic resource]. — Access mode: https://www.pwc.ru/ru/publications/severnyy-morskoy-put.html (date of access: 19.04.2021). (In Russ.)

11. Selin V.S., Pavlov K.V. Tendentsii razvitiia gruzopotokov Severnogo morskogo puti i problemy ikh regulirovaniia [Trends in the development of cargo flows on the Northern Sea Route and the problems of their regulation] // Regionalnaia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economy: theory and practice], 2015. (In Russ.)

12. Sharova I.V. Formirovanie ustoichivykh tsepei postavok v usloviiakh globalnykh krizisov [Formation of sustainable supply chains in the context of global crises] // V knige: Tsifrovaia ekonomika: tendentsii i perspektivy razvitiia: sb. tezisov dokladov natsionalnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2 tomakh [In: Digital economy: trends and development prospects: collection of theses of reports of the national scientific and practical conference: in 2 volumes]. 2020. P. 174–177. (In Russ.)

13. Shmelkova T.R., Slepenkova E.V. Logisticheskaia infrastruktura v regionakh tsentralnoi Rossii: vliianie na regionalnoe razvitie, problemy i perspektivy [Logistic infrastructure in the regions of central Russia: impact on regional development, problems and prospects] // Chelovecheskii kapital i professionalnoe obrazovanie [Human capital and professional education]. — 2020. — No. 2 (32). — P. 92–98. (In Russ.)

14. Fitch ratings [Electronic resource]. — Access mode: https://www.fitchratings.com/ (date of access: 19.04.2021).

Перевозки по маршруту Азия — Европа — развивающееся направление. Основным видом транспорта между Востоком и Европой является морской. Грузы перевозятся через Суэцкий канал. По данным Евростата, в период с 2015 по 2019 г. объем торговли между странами Европы и Азии вырос на 3,1%, а именно на 57 млн тонн грузов. Конечно, экономика Китая, являющегося основным поставщиком товаров из Азии, пострадала в первом полугодии 2020 г. на фоне эпидемии коронавируса, но рейтинговое агентство FitchRatings уже к августу скорректировало рост размера ВВП страны на 2020 г. с 1,2 на 2,7%. Компания также предсказала стране рост экономики на 7,5% в 2021 г. [14].

Помимо этого, по данным Всемирного банка, Китай находится на втором месте в рейтинге стран по уровню прямых инвестиций. Поэтому в данной статье при рассмотрении потенциала Северного потока будет учитываться стабильность экономики Китая и ее уверенный рост, несмотря на кризис из-за пандемии коронавируса. Вследствие этого очевидно, что показатели по грузообороту по направлению Азия — Европа будут расти и дальше, как и загруженность морских путей по этому направлению через Суэцкий канал.

В Суэцком канале действует стандарт Suezmax, который ограничивает судна, проходящие через него, по тоннажу до 150 тыс. тонн, ширину до 48 метров и глубину до 68 метров. Эти ограничения объясняются глубиной Суэцкого канала. Поэтому некоторые корабли не могут пройти через этот путь и вынуждены идти дальше до мыса Святой Надежды, что увеличивает срок доставки груза и уменьшает конкурентоспособность товара [2]. Ввиду технологического прогресса с каждым годом происходят совершенствования грузовых судов, разрабатываются суда все большей грузоподъемности и большего размера [6]. Не исключено, что в будущем направление Суэцкого канала станет невостребованным из-за технологических ограничений, наложенных на судно из-за географических особенностей местности канала. Также ввиду высокого трафика через Суэцкий канал плата за транзит там достаточно высокая, поэтому актуальность развития альтернативных путей доставки очевидна.

Для Цитирования:
Пустохина Ирина Валерьевна, Баканова Елена Антоновна, Осокина Дарья Вячеславовна, Основные проблемы и перспективы развития перевозок по Северному морскому пути. Лизинг. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: