По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656

Основные принципы разработки стратегии планирования процесса перевозки грузов в современных рыночных условиях в северные регионы России

Н. А. Филиппова канд. техн. наук, доцент кафедры автомобильных перевозок, ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» г. Москва, Ленинградский проспект, д. 64, e-mail: madizp@mail.ru
В. М. Беляев д-р техн. наук, проф. кафедры менеджмента, ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» г. Москва, Ленинградский проспект, д. 64, e-mail: madizp@mail.ru

В статье проанализированы этапы осуществления стратегии планирования процесса доставки в северные регионы России. Разработка общей стратегии осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются потребность региона в материальных ре сурсах, поставщики, источники финансирования, надежность и экономичность доставки грузов, сроки выполнения контрактов, размеры необходимых межсезонных запасов, последовательность по времени снабжения отдельных районов. На втором этапе стратегического планирования доставки грузов в северные регионы РФ опреде ляются транспортные коридоры, производственные мощности (подвижной состав, перегрузочные пункты, складское хозяйство), а также способы эффектив ного отслеживания продвижения материальных потоков в мультимодальной системе. Сформулирована цель тактического планирования. Определены задачи оперативного планирования. Предложены этапы планирования. Важным элементом системы управления доставкой грузов разными видами транспорта является выработка мер планомерной защиты от риска. Проанализированы прогнозы закупок.

Литература:

1. Филиппова Н.А., Беляев В.М. Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности перевозки грузов для районов Севера / Н. А. Филиппова, В. М. Беляев // Грузовое и пассажирское автохозяйство. — 2010. — № 9. — С. 38–41.

2. Филиппова Н.А., Беляев В.М. Анализ процесса управления северным завозом в современных рыночных условиях / Н.А. Филиппова, В. М. Беляев // Грузовое и пассажирское автохозяйство. — 2010. — № 9. — С. 46–47.

Планирование представляет собой специфический вид управленческой деятельности (т. е. функцию), в результате выполнения которой обосновывался и фиксировался результат выполнения северного завоза (доставка грузов в срок), определенный порядок действий, ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей. В сфере административного управления регионами планирование является инструментом региональной политики и согласования интересов федерального центра и региональных структур, а также упорядочения развития самих регионов, городов и других поселений.

На севере страны существовали наиболее сформировавшиеся формы административно-плановой экономики. При всех их недостатках они позволяли обеспечивать северные регионы необходимыми ресурсами.

В настоящее время стратегический план развития разрабатывается на уровне субьектов РФ. При этом существенным недостатком является отсутствие системы, обеспечивающей централизованное планирование, накопление, транспортирование и хранение грузов.

Стратегия и тактика при обеспечении северного завоза в навигацию 2014 года рассматриваются в Министерстве жилищной политики и энергетики Иркутской области. Областная программа завоза топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в районы, приравненные к районам Крайнего Севера, была выполнена досрочно и на 100 %. Учитывая уроки навигации 2012 года, когда в Осетровско-Ленском транспортном узле возникали проблемы с перевалкой угля, каждая схема доставки топлива была поставлена под постоянный контроль.

В мае 2014 года по поручению губернатора региона была создана рабочая группа, позднее преобразованная в координационный совет, который контролировал перевалку ТЭР и дальнейшую их доставку до северных населенных пунктов области. Эти меры позволили уже к 12 августа 2014 года, когда уровень реки Лены упал ниже проектных отметок, доставить до мест назначения 93,5 % ТЭР, входящих в план северного завоза. График завоза по сравнению с 2012 годом выполнялся на 10–12 % быстрее. Всего на Север было доставлено 144,5 тыс. т угля и 24 тыс. т нефтепродуктов.

Для Цитирования:
Н. А. Филиппова, В. М. Беляев, Основные принципы разработки стратегии планирования процесса перевозки грузов в современных рыночных условиях в северные регионы России. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: