Городские структуры и мобильность всегда взаимосвязаны. При развитии города выявляются его функциональные зоны с новыми социально-экономическими интеграционными процессами. С середины XIX в. это проявляется во многих сферах жизни. В последнее столетие выявлена положительная динамика при ускорении экономического и технологического прогресса. С конца 1940‑х гг. развитие автомобильного транспорта сильно повлияло на городскую структуру, хотя и прежде это было краеугольным камнем развития современного города.
Город — это динамичная среда, которая, как и технологический прогресс, не останавливается и находится в постоянном изменении. В связи с этим возникает вопрос: можно ли использовать прошлое для разработки моделей и механизмов действий, которые могли бы послужить основой и поводом для дискуссий о будущем развитии городов и их мобильности?
Доиндустриальное время. Индустриализация и урбанизация существенно повлияли на рост городского населения и привели к политическим, санитарно-гигиеническим и социальным проблемам. Появились многочисленные рабочие кварталы с узкими улицами и простыми домами. Так, Лондон за короткое время превратился в крупнейший город мира, население которого увеличилось с 850 тыс. жителей в начале XIX в. до 4,5 млн к началу XX в. Критику архитектуры и городского планирования вызвали неупорядоченные и нечеловеческие условия проживания в таких городах. Была надежда, что консервативные реформы исцелят доиндустриальный мир с его средневековым образом города, при том, что современные архитекторы требовали новых решений без отсылки в историю.
Неприязнь больших городов, утопический романтизм и переход в модерн. Городское развитие предполагало цель децентрализации города на фоне исторических реалий и жилищных нарушений. В 1898 г. появилась модель зеленого города британского реформатора Говарда Эбенизера с его городами-садами, призванными восстановить в пригородах больших городов бывшие сельскохозяйственные угодья. Предполагалось деление города на 7 круглых концентрических зон, являющихся небольшими городами-спутниками, разделенными друг от друга широкой лесополосой и связанных между собой железными дорогами (рис. 1).