По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Основные принципы рационального использования земли в городской среде

Кульчицкая Е.Е. бакалавр архитектуры инженерной академии, Российский университет дружбы народов, г. Москва E-mail: katrin-kul@mail.ru
Быкова Г.И. канд. архитектуры, доцент кафедры архитектуры, Государственный университет по землеустройству, г. Москва E-mail: katrin-kul@mail.ru
Разин А.Д. канд. архитектуры, доцент департамента архитектуры инженерной академии, Российский университет дружбы народов, г. Москва E-mail: katrin-kul@mail.ru

В данной статье затронута тема городской формы и ее мобильности. Рассмотрены основные модели и принципы развития городского пространства. На основе проведенного анализа выявлены проблемы городов России.

Литература:

1. Harlander Tilman (2006). Centrality and Decentralization. In: Clemens Zimmermann, ed. Centrality and spatial structure of the cities in the 20th century. Franz Steiner Verlag Stuttgart 2006, p. 25f.

2. Le Corbusier: To the students — the "Charte d'Athènes". Éditions de Minuit, Paris 1957 and Rowohlt Taschenbuchverlag: rowohlts German encyclopaedia No. 141, Hamburg 1962.

3. Hilpert Thilo (1978). The functional city. Le Corbusier's City Vision — Conditions, Motifs, Backgrounds. Brunswick 1978, p. 241.

4. Steuteville R. The New Urbanism: an alternative to modern, automotive-oriented planning and development. New Urban News. Ithaca, p. 2.

5. Siebel W. (2010) The Future of the Cities. In: Politics and Contemporary History APUZ 17/2010.

6. Sieberts T. Pictures of an intermediate city. Iconography and scenography of an urbanization process.

7. Градостроительная доктрина России.

8. Тульская градостроительная инициатива.

9. Базилевич А.М. Архитектурно-ландшафтная организация и землеустройство. Общие научнопедагогические задачи. Всероссийская научная конференция «Теория современного города: Прошлое, настоящее, будущее. 18–20 мая 2016 г. Екатеринбург: УрГАХА, 2016.

Городские структуры и мобильность всегда взаимосвязаны. При развитии города выявляются его функциональные зоны с новыми социально-экономическими интеграционными процессами. С середины XIX в. это проявляется во многих сферах жизни. В последнее столетие выявлена положительная динамика при ускорении экономического и технологического прогресса. С конца 1940‑х гг. развитие автомобильного транспорта сильно повлияло на городскую структуру, хотя и прежде это было краеугольным камнем развития современного города.

Город — это динамичная среда, которая, как и технологический прогресс, не останавливается и находится в постоянном изменении. В связи с этим возникает вопрос: можно ли использовать прошлое для разработки моделей и механизмов действий, которые могли бы послужить основой и поводом для дискуссий о будущем развитии городов и их мобильности?

Доиндустриальное время. Индустриализация и урбанизация существенно повлияли на рост городского населения и привели к политическим, санитарно-гигиеническим и социальным проблемам. Появились многочисленные рабочие кварталы с узкими улицами и простыми домами. Так, Лондон за короткое время превратился в крупнейший город мира, население которого увеличилось с 850 тыс. жителей в начале XIX в. до 4,5 млн к началу XX в. Критику архитектуры и городского планирования вызвали неупорядоченные и нечеловеческие условия проживания в таких городах. Была надежда, что консервативные реформы исцелят доиндустриальный мир с его средневековым образом города, при том, что современные архитекторы требовали новых решений без отсылки в историю.

Неприязнь больших городов, утопический романтизм и переход в модерн. Городское развитие предполагало цель децентрализации города на фоне исторических реалий и жилищных нарушений. В 1898 г. появилась модель зеленого города британского реформатора Говарда Эбенизера с его городами-садами, призванными восстановить в пригородах больших городов бывшие сельскохозяйственные угодья. Предполагалось деление города на 7 круглых концентрических зон, являющихся небольшими городами-спутниками, разделенными друг от друга широкой лесополосой и связанных между собой железными дорогами (рис. 1).

Для Цитирования:
Кульчицкая Е.Е., Быкова Г.И., Разин А.Д., Основные принципы рационального использования земли в городской среде. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: