По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Основные принципы организации оптового рынка электроэнергии и мощности Российской Федерации

Демченко К.В. главный специалист департамента внутреннего контроля, АО «АТС»

В данной статье рассмотрен оптовый рынок электрической энергии и мощности Российской Федерации, его особенности, оперативно-диспетчерское управление как аспект регулирования рынка электроэнергии, системный оператор и его задачи контролировать и руководить всеми изменениями режимов и состоянием элементов энергосистемы.

Литература:

1. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» (с изменениями).

3. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

4. Суточные индексы и объемы (Первая ценовая зона) (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2016. Архивировано 30 мая 2009 года.

5. Теоретические и практические основы рынка электроэнергии: учеб. пособие / Б.К. Максимов, В.В. Молодюк. – М.: Издат. дом МЭИ, 2008. – 292 с.

6. Системный оператор Единой энергетической системы: Обеспечение работы рынков. so-ups.ru. Дата обращения: 15 мая 2016.

В Российской Федерации электроэнергетика является одной из важнейших отраслей топливно-энергетического комплекса и играет, безусловно, ключевую роль в экономике и обеспечении безопасности страны. При помощи электроэнергетики непосредственным образом обеспечивается функционирование всех отраслей экономики, она определяет ее основные показатели.

В ходе процесса реформирования электроэнергетики, ее государственной системы регулирования, отрасль вполне ожидаемо претерпела значительные изменения – были созданы конкурентный рынок электроэнергии и новые компании, основной деятельностью которых является генерация электроэнергии, был организован и запущен оптовый рынок (рынок электроэнергии на сутки вперед).

Реализация изменений имела вполне конкретную цель – создание потенциальных стимулов для повышения эффективности деятельности энергетических компаний, а также условий для создания благоприятного климата для привлечения наибольшего количества инвестиций в электроэнергетическую отрасль. Следует отметить, что контроль государства в сферах деятельности естественных монополий, таких как передача электроэнергии или осуществление диспетчерского управления, сохраняется и по сей день.

Государственный контроль подразумевает эффективное регулирование в подконтрольной сфере, что непосредственно способствует стабильному развитию экономики Российской Федерации, а также является неотъемлемой составляющей предпосылки общего роста благосостояния и роста уровня жизни населения страны в целом. Накопленный опыт публичной и доступной регламентации электроэнергетики имеет под собой многолетнюю историю.

Некоторые ключевые вопросы, связанные, например, с модернизацией действующего генерирующего оборудования и заменой его на новое, реализацией внедрения оборудования, функционирующего на основе возобновляемых источников энергии, несмотря на то, что формально процесс реформирования можно считать завершенным с 1 января 2011 года, на сегодняшний день нельзя считать решенными. Потенциально найти решение и преодолеть существующие проблемы в отрасли должно совершенствование механизма административноправового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности.

Для Цитирования:
Демченко К.В., Основные принципы организации оптового рынка электроэнергии и мощности Российской Федерации. Главный энергетик. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: