* Статья подготовлена в рамках XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (Москва, 24–26 ноября 2022 г.).
К российской системе образования в последние годы все больше претензий. Согласно опросам, школы не готовят к самостоятельной жизни, а вузы не дают необходимых знаний.
На протяжении двадцати лет система российского образования находится в стадии реформ и модернизаций, что не самым лучшим образом сказывается на выполнении образовательными учреждениями своих основных функций. Среди проблем образования, требующих скорейшего принятия срочных мер, эксперты отмечают следующие: постоянный рост бюрократической нагрузки на учителей и преподавателей вузов; недостаточное финансирование; низкая связь между этапами образования; несоответствие номенклатуры специальностей требованиям рынка труда; падение престижа ПТУ и техникумов; оторванность от практики; большая нагрузка на школьников и студентов, бесполезные знания и др. [2]
Наличие «ошибок» в работе всей образовательной системы не могло не сказаться на ухудшении качества образовательной подготовки студентов и специалистов. Сегодня почти каждый молодой специалист сталкивается с проблемами трудоустройства, выпускники, получившие хорошие теоретические знания в учебном заведении, не всегда могут применять их на практике. На рынке труда наблюдается избыток специалистов, имеющих высшее образование, при этом существует недостаток работников со средним профессиональным образованием. Дестабилизация политической и социально-экономической обстановки сегодня еще больше усугубляет ситуацию.
Государство должно стремиться сделать так, чтобы образование не только соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах [2].
С учетом сложившихся за последние 15 лет негативных тенденций образовательного процесса, основные рекомендуемые направления и пути совершенствования рассматриваемой сферы могут быть сформулированы следующим образом.