Достаточно много изменений, введенных Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», коснулось раздела II «Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины» (далее — закон). Это нововведения в сфере использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей (ст. 35, 36 закона) и возврата излишне уплаченных и взысканных таможенных платежей с применением единого лицевого счета (ст. 67–70 закона).
Существенно сокращаются сроки возвратов: по авансовым платежам и денежному залогу — до 10 рабочих дней; по излишне уплаченным/взысканным таможенным платежам — до трех рабочих дней. Возврат таможенных платежей производится исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. При этом на возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания (раньше было 30 дней). Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары (КДТ), корректировки таможенного приходного ордера, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты.
Федеральный закон предусматривает переход на электронный документооборот не только во время декларирования товаров, но и в течение всего периода взаимодействия с таможенными органами. В частности, это касается направления (получения) уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и подачи заявлений на возврат. Также в документе вводится понятие «Личный кабинет» и определяется порядок пользования им.
Количество документов, подаваемых в связи с заявлением о возврате денежных средств, сокращается с 6 до 1. При возврате денежных средств происходит переход от бумажного документооборота к подаче документов и заявлений в электронном виде. Плательщик будет подавать только заявление на возврат, содержащее все необходимые сведения, а таможенные органы самостоятельно проверят эти сведения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. В первую очередь это относится к информационному обмену ФТС России с ФНС России и кредитными организациями. Положения раздела II закона в части организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков применяются с 1 января 2019 г.