Практика показывает, что, вопервых, обслуживающий персонал не только недостаточно внимания уделяет изучению электрооборудования трактора, но и вообще халатно относится к эксплуатации.
Незнание, совмещенное с чрезмерным энтузиазмом, стало просто бичом наших сервисных служб. При малейшем отказе электрооборудования трактора в работе операторы, даже не посмотрев на схему, приведенную в пособии, не попытавшись в ней разобраться, начинают выполнять работы по диагностике и восстановлению системы с самого сложного. Разбирают стартер, блок реле, разрушая тем самым ключевые узлы электрооборудования. А в большинстве случаев причиной неполадок оказывается элементарное невыполнение правил технического обслуживания.
Ремонт электрооборудования (ЭО) должен производиться только после тщательного изучения инструкции по эксплуатации и обслуживанию той или иной системы трактора. Следует помнить, что в основном все возможные неисправности ЭО происходят по причинам:
• выхода из строя конечного потребителя (лампа, сигнал, тяговое реле и т. п.);
• отсутствия контакта там, где он требуется (отсутствие «массы» прибора, коррозия контактов цепи питания, обрыв провода);
• наличия контакта там, где его не должно быть (короткое замыкание на «массу», о чем чаще всего сигнализирует перегоревший предохранитель);
• окисления, сопровождаемого падением напряжения и интенсивным нагревом нарушенных контактов;
• подгорания контактов в тяговом реле стартера;
• выхода из строя контактов переключателей.
Для предотвращения траты времени на поиск неисправности необходимо проводить диагностирование по логической схеме.
Для проверки ЭО лучше всего использовать контрольную лампу или тестер (ом- и вольтметр). В качестве контрольной лампы применять лампу мощ ностью не менее 20 Вт (лампа А12-21).
Рассмотрим более подробно типичные неисправности ЭО и методы их устранения. Итак:
1. Отсутствует напряжение в бортовой электросети после включения выключателя «массы».