По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Основные недостатки амбулаторно-поликлинической помощи детям

Одной из ключевых задач российского Минздрава является повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Одним из важнейших аспектов оценки качества этой помощи является степень удовлетворенности самих пациентов. Особенно важным для здравоохранения является сохранение детского здоровья на стадии амбулаторно-поликлинической помощи, оценку деятельности учреждений в этом направлении вправе дать родители как законные представители детей. В данной статье содержится исследование анонимного анкетирования 1488 родителей, проведенного среди поликлиник Санкт-Петербурга. В результате исследования удалось выявить наиболее проблематичные зоны оказания помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, в частности: родители чаще всего сталкиваются с трудностями при вызове специалиста на дом, при посещении врачей узких специальностей. Санитарно-гигиеническое состояние поликлиник также устраивает не всех родителей. В целом качеством оказанных услуг не полностью удовлетворены более половины родителей (53,2 %).

Литература:

1. Соколова  В. В., Алексеева  А. В.  Сравнительная оценка взаимоотношений родителей с  медицинским персоналом детских поликлиник и стационаров // Территория инновации. — 2017. — № 11 (15). — С. 130–136.

2. Юрьев В. К., Тапаев А. Ш. Основные причины неудовлетворенности населения Чеченской Республики доступностью и качеством амбулаторно-поликлинической помощи // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 483.

3. Моисеева К. Е., Харбедия Ш. Д., Александрова М. Н. Оценка состояния и эффективности системы организации восстановительного лечения детей в  условиях детской поликлиники. Исследования, разработки и методы в области медицины и фармацевтики. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. — Саратов: НОО «Профессиональная наука», 2017.

4. Соколова В. В. Некоторые результаты изучения мнения родителей о качестве стационарной помощи детям // Врач-аспирант. — 2017. — Т. 81, № 2.2. — С. 286–294.

5. Юрьев  В. К., Ахмедов  М. Р., Зеленова  Е. В. и  др. Анкетирование как  метод оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 1. — С. 57–60.

6. Жуйкова  П. В., Зямилова  А. И., Попова  Н. М. Анализ удовлетворенности родителей качеством медицинской помощи детям в поликлинике // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 2. — С. 42.

Здоровье матери и ребенка является одной из приоритетных задач российской системы здравоохранения, что в полной мере отражено в Концепции развития здравоохранения, реализация которой рассчитана до 2020 г. Одна из основных целей Концепции заключается в снижении младенческой, детской и материнской смертности. Улучшение этих показателей станет демонстрацией повышения эффективности системы здравоохранения. Оценка качества медицинской помощи — это многосторонний сложный процесс, и одним из наиболее эффективных его инструментов, наряду со статистическими показателями, является использование социологических исследований степени удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами.

При помощи социальных исследований можно определить уровень удовлетворенности конечного потребителя медицинских услуг (пациента или его законного представителя). Таким образом можно оценить эффективность лечения не только с точки зрения излечиваемости и смертности, но и по принципиально другим характеристикам — доступности тех или иных врачей, уровню их компетенции, профессионализма, наличию или отсутствию очередей и пр. При оказании услуг детскому населению самым распространенным видом медпомощи являются амбулаторно-поликлинические учреждения (АПУ). Именно в них происходит диагностика заболеваний, осуществляется проведение комплекса лечебно-профилактических мероприятий в разных возрастных группах. От того, насколько эффективной будет работа АПУ, зависит последующее здоровье ребенка и эффективность всего дальнейшего лечения, в том числе и во взрослом возрасте.

Престиж того или иного АПУ в первую очередь зависит от того, как оценивают его деятельность сами родители. Особенно важен престиж в условиях мегаполиса, где представлен довольно широкий выбор амбулаторно-поликлинических учреждений. В рамках данного исследования была изучена деятельность амбулаторно-поликлинических организаций Санкт-Петербурга и проведен анализ анонимного опроса родителей о степени их удовлетворенности качеством услуг в поликлиниках. В Санкт-Петербурге с 2002 г. отмечается превышение миграционного прироста над естественной убылью населения, в 2012 г. впервые был зафиксирован положительный естественный прирост населения.

Для Цитирования:
Симонова Наталья Алексеевна, Основные недостатки амбулаторно-поликлинической помощи детям. Экономист лечебного учреждения. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: